Разновидности современных автобусов - FORD-URAL.RU

Разновидности современных автобусов

Классы автобусов по длине и вместимости

Под понятием автобуса подразумевают самоходное безрельсовое транспортное средство, которое рассчитано на комфортабельную транспортировку пассажиров в количестве от 9-ти человек. В отличие от троллейбусов, для движения которых необходимо подключение к линии электропередач, автобусы являются полностью автономным ТС с абсолютной свободой движения. Они способны маневрировать на трассе, выполнять повороты, перестраиваться между рядами и делать разворот без каких-либо ограничений.

По состоянию на сегодняшний день существует две основных разновидности автобусов – пассажирские и специальные.

Машины из второй категории представляют собой доработанные версии пассажирских автобусов, усовершенствованные и дополненные с учетом сферы применения. Что касается автобусов, предназначенных для перевозки людей, то их принято подразделять с учетом различных признаков. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора станет классификация автобусов.

Что такое классы автобусов, и какими они бывают

Согласно международным правилам, действие которых распространяется и на Российскую Федерацию, существует классификация автобусов с точки зрения назначения, а также в зависимости от размера.

Для каждой сферы использования разрабатываются машины той или иной категории, которые различаются между собой габаритами, компоновкой, техническими характеристиками и уровнем комфорта. Перечислим наиболее распространенные классификации транспортных средств, ставших темой нашего разговора.

Классификация автобусов по назначению

С точки зрения вида перевозок, в ходе которых автобус задействован, есть следующие типы машин

• городские. Это автобусы, которые задействованы в перевозке людей в городской черте, что в подавляющем большинстве случаев подразумевает передвижение по хорошим асфальтированным дорогам. Основные требования, предъявляемые к подобной технике – внушительная вместимость, маневренность, возможность удобной и что немаловажно – оперативной посадки и высадки пассажиров на остановках. Особенности городских автобусов – это низкий пол, просторные площадки, широкие проходы, наличие достаточного количества удобных поручней, несколько дверей, невысокие подножки, а также большие окна для естественного освещения и множество лампочек для искусственного, хорошая система вентиляции и кондиционирования. Все это в совокупности позволяет создать комфортные условия для перемещения людей в пределах населенного пункта.

• Пригородные автобусы разрабатывались для обслуживания маршрутов между населенными пунктами. Они способны развивать более высокую скорость, у них меньше места для людей, которые едут стоя, и больше удобных сидячих мест. Нередко подобные транспортные средства выпускают с универсальным оснащением, которое позволяет эффективно использовать их как в городе, так и на пригородных маршрутах.

• Туристические и междугородные автобусы рассчитаны на перевозку людей по автомобильным магистралям. Главным требованием, предъявляемым к такой технике, является обеспечение высочайшего уровня безопасности во время движения на высокой скорости.

• вместительный багажный отсек;
• нет накопительных площадок;
• преимущественно одна дверь;
• узкие проходы;
• удобные откидывающиеся сидения;
• индивидуальные светильники, качественная система вентиляции и отопления, аудио- и видеоаппаратура.

В автобусах повышенного комфорта, которые относятся к классу «Люкс», имеются холодильники, санузлы, прибор, обеспечивающий возможность нагрева воды для напитков, и пр. Туристические модели оснащаются специальным креслом для гида, микрофоном и громкоговорителем.

Классификация автобусов по длине

В зависимости от длины корпуса все представленные на современном рынке автобусы делятся на 3 категории:

• малые длиной от 4,5 до 7,5 метра;
• средние (их длина варьируется в пределах 8-ми – 9,5 метров);
• большие – весьма габаритные транспортные средства длиной от 10-ти до 17-ти метров.
Что касается ширины, то она стандартна и составляет не более 2,5 метра.

Класс ТС Длина кузова, м 2 первые цифры индекса
Особо малый До 5,0 22
Малый 6,0 — 7,5 32
Средний 8,0 — 9,5 42
Большой 10,5 — 12,0 52
Особо большой Более 12 62

Классификация автобусов по пассажировместимости

Согласно международной классификации, действие которой распространяется и на нашу страну, все автобусы подразделяются на 5 классов – с 22-го по 62-й. Краткую характеристику классов можно увидеть в таблице выше, а далее мы рассмотрим каждый из них более подробно.

На вместительность автобусов, предназначенных для обслуживания городских и пригородных маршрутов, указывает общее количество как сидячих, так и стоячих мест. В моделях, разработанных для выполнения междугородних перевозок, включая туристические поездки, вместимость определяется только числом мест для сидения. В этой связи разновидности техники таковы:
• малый и особо малый класс;
• средний класс;
• большой и особо большой класс.

Для нормального функционирования в структуре автобусного парка должны присутствовать машины всех разновидностей. Соотношение же зависит от местных условий: в сельскохозяйственных районах одно, в мегаполисе — другое, в горной местности — третье.

Автобусы малого класса

Автобусы малого класса используются на городских маршрутах и в ближнем пригороде. Условно с учетом пассажировместимости их тоже можно разделить на 2 подгруппы – автобус особо малого класса и ТС малого класса. Первые в длину не могут превышать 5-ти метров при количестве не более 10-ти человек (имеются в виду сидячие места). Длина второй группы машин, то есть малых, колеблется в пределах 6-8-ми метров. В салоне у них 20 сидячих мест при максимально допустимом общем количестве пассажиров в 40 человек.

Ярким примером автобусов малого класса является ПАЗ – одна из наиболее известных моделей Павловского автозавода, выпускаемая с 1989-го по 2003-й год. Это высокопольный полноприводный автобус, предназначенный для перевозки людей на сравнительно небольшие расстояния как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам.

Количество сидячих мест в нем составляет 28 шт. За весь период производства было выпущено несколько модификаций ПАЗов, в том числе и более комфортный вариант для пригородного туризма, оснащенный кондиционером, вместительными полками для багажа и ремнями безопасности.

Автобусы среднего класса

Автобусы среднего класса – это машины длиной от 8-ми до 9,5 метров, способные вместить до 60-ти человек, половина из них – на сидячих местах. Наиболее востребованы городские автобусы среднего класса, которые разрабатывались с учетом всех особенностей сферы использования. Низкий пол для быстрой посадки-высадки людей, хорошая маневренность, обеспечивающая возможность передвижения по загруженным городским улицам, большие накопительные площадки, удобные поручни – все это идеально подходит для обслуживания городских маршрутов.

К автобусам среднего класса относят, например, ЛиАЗ-4292, разработанный специально для обслуживания городских и пригородных маршрутов. Это полунизкопольная машина с колесной базой 4Х2, продуманным до мелочей салоном, хорошими техническими характеристиками и высокой степенью безопасности в процессе эксплуатации. Премьера ТС состоялась в российской столице осенью 2015-го года, в серийное производство модель поступила в 2016, получив название «Курсор».

Еще один представитель этого класса — Daewoo BS106, выпущенный в 1991-м году. Низкопольная модель с колесной базой 4Х2 прекрасно справляется с перевозкой людей на маршрутах небольшой дальности.

Длина автобуса составляет 10,4 метра, а его ширина равна 2,49 метрам при высоте 3,22 м. За период производства Daewoo BS106 не раз претерпевал существенных изменений, в том числе и касательно технических характеристик, он продолжает активно эксплуатироваться на территории многих стран постсоветского пространства.

Автобусы большого класса

Автобусы большого класса в длину достигают 12-ти метров и вмещают до 90 человек. Количество сидячих мест варьируется в пределах 30-40-ка в зависимости от марки и модели. Сиденья в таких машинах мягкие, базируются они на прочном каркасе и легко регулируются, позволяя менять угол наклона. В качестве освещения использованы лампы с мягким рассеянным светом, предусмотрены индивидуальные точки освещения. Подобные транспортные средства созданы для транспортировки людей на большие расстояния – от 500 км и более.

Отличным примером автобусов большого класса является семейство MAN Lion’s – мощные, выносливые, но при этом комфортабельные машины в двух- и трехколесной модификации. В линейке представлено огромное количество вариантов, которые позволяют обслуживать и городские маршруты, и междугородние, а также выполнять туристические рейсы большой дальности.

Отдельная категория крупногабаритной автомобильной техники для перевозки людей – это автобусы особо большого класса. Их длина составляет 16,5 метра, а пассажировместимость – 90-110 человек с более чем 40-ка сидячими местами.

Класс пассажировместимости Длина автобуса, м Число сидячих мест Общее число мест
Особо малый до 5 10 20
Малый 6 — 8 20 40
Средний 8 — 9,5 30 60
Большой 12 30 — 40 90
Особо большой 16,5 более 40 90 — 110

Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции

С точки зрения компоновки и особенностей конструкции автобусы делятся на 2 вида – в кузове вагонного типа и в капотном кузове.

Вагонный – это однообъемный кузов, для двигателя в нем предусмотрен отдельный отсек, но он все равно объединен с пассажирским салоном и находится спереди либо сзади. Примеры автобусов в вагонном кузове – это ЛАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и пр.

Капотный кузов предусматривает размещение водителя и пассажиров в одном отсеке, а двигателя – в другом, то есть под капотом.

Говоря иными словами, капотный кузов двухобъемный, а используются транспортные средства в такой компоновке преимущественно для выполнения коротких рейсов в сельской местности либо для перевозки работников компаний и предприятий. Подобные автобусы отличаются небольшой вместимостью.

Классификация по числу салонов

В зависимости от количества салонов автобусы бывают обычными, то есть такими, конструкцией которых предусмотрен только один салон, и сочлененные. Последние представляют собой ТС, состоящие из 2-х и больше жестких частей, которые соединены между собой шарнирно – с помощью подвижной секции. В обоих отделениях размещены полноценные пассажирские салоны.

Особенностью сочлененных автобусов является большая вместимость, благодаря которой становится возможной перевозка огромного количества людей в максимально комфортных условиях. Преимущество таких моделей состоит в оперативной посадке/высадке пассажиров, в высокой устойчивости благодаря смещенному центру тяжести, в хорошем доступе к салону маломобильных слоев населения.

Группы в зависимости от назначения

Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации автобусов, однако в редких случаях такие транспортные средства подразделяют на группы в зависимости от конкретного назначения. Так, говорят о школьных, экскурсионных, вахтовых или аэродромных автобусах, об автобусах-вездеходах, рассчитанных на эксплуатацию на плохих дорогах. С точки зрения размещения мотора машины бывают задне- и центральномоторными, а в виду особенностей конструкции – терминальными, одно-, полутора- и двухэтажными.

Если возникла необходимость в покупке автобуса, необходимо учитывать цель приобретения, сферу использования транспортного средства, ведь от этого будет напрямую зависеть выбор в плане технических характеристик и оснащения модели.

Большой класс — Mercedes-Benz Tourismo 15 RHD

Автобусы нового времени

Общественный транспорт — это уже не просто средство перемещения пассажиров из точки А в пункт Б. Это, если хотите, одна из важных составляющих городского облика. На фоне ржавого дымящего рыдвана померкнет красота отреставрированного исторического центра, потускнеет зелень самых ухоженных парков и скверов, сожмется масштаб новостроек. Современный общественный транспорт должен оказывать услуги нового уровня и формировать открытую, доступную для всех среду. Он должен быть удобным и комфортным для всех пассажиров, включая родителей с маленькими детьми и людей с ограниченными возможностями. Наконец, транспорт должен дружить с окружающей средой и быть максимально экологичным. Недаром в нашей стране приняты и реализуются государственные программы, направленные на развитие общественного транспорта и обновление его парка. Сегодня поговорим о самом массовом виде общественного транспорта — об автобусах.

Увы, ситуация с автобусным парком в нашей стране далека от оптимальной: средний возраст автобуса — 16,5 лет, 48% автобусов старше 15 лет, экологическим нормам Евро-4 и выше соответствует только 22,7% машин. Куда лучше выглядит «автобусная» статистика в крупных городах. Московский парк городских автобусов имеет средний возраст всего 4,7 года — самый молодой в Европе! Закупаются современные, низкопольные машины, соответствующие экологическим нормам Евро-5. Троллейбусы на столичных улицах заменяют современные электробусы. Конечно, закупка дорогих электрических машин ни всем городам по карману, но обновление парка автобусов идет и в других городах. Автобусный парк Cеверной столицы моложе 6 лет. Во многих областных центрах средний возраст парка не превышает 10 лет. Но до полного обновления автобусов по всей стране еще далеко, эта работа потребует времени и немалых средств.

Подавляющее большинство городских машин — отечественного производства. Иномарки чаще встречаются на междугородних маршрутах. Причем новые автобусы, которые закупаются для городов, — тоже, в основном, наши. Государство, поддерживая развитие и обновление общественного транспорта, одновременно стимулирует его производство в России. Зачем отправлять государственные средства за границу, когда можно не только общественный транспорт обновить, но и отечественного производителя заказами поддержать. Но и требования к производителям стали более жесткими. Им пришлось серьезно поработать над обновлением модельного ряда и созданием новых автобусов — экономичных, надежных, комфортабельных. «Обновлять» парк откровенно устаревшими моделями никто не будет! Рассмотрим три современные модели автобусов, которые предлагает официальный дистрибьютор марки ГАЗ —- Группа компаний «Современные транспортные технологии».

Другая «Газель»

Уже год за рулем «Газели NEXT». По сравнению со старой «Газелью» — совсем другой уровень. Приходилось работать и на автобусах —иномарках. Даже им NEXT практически ничем не уступает. — Сергей М., водитель.

Новый автобус малой вместимости «Газель NEXT» от своей предшественницы унаследовал разве что имя. Полностью переработанная конструкция, современный, европейский дизайн. Это даже не автобус, а целое семейство. Различные варианты колесной базы, вместимость от 14 до 22 мест, большой выбор планировок салона: городские, пригородные, туристические варианты.

Машина обеспечивает высокий уровень комфорта для пассажиров: высота салона — без малого два метра, удобные сиденья с практичной обивкой, эффективная система отопления и вентиляции, высокая и широкая боковая дверь с электроприводом, выдвижная подножка для удобства посадки. Автобус оснащен эффективной тормозной системой, его подвеска обеспечивает устойчивость и высокую плавность хода. Блокировка дифференциала позволяет уверенно двигаться по разбитым и скользким, зимним дорогам.

Что особенно важно для владельца, «Газель NEXT» требует умеренных затрат на содержание. Межсервисный интервал увеличен до 20 000 км, гарантия — 2 года без ограничения пробега. Установленное на заводе газобаллонное оборудование снижает затраты на топливо почти вдвое! Кстати, государство субсидирует покупку автобусов на газовом топливе. С нынешнего года приоритет государственной поддержки в этом вопросе изменился. Если раньше основные средства выделялись для поддержки производителей, то теперь в первую очередь субсидируются непосредственные покупатели. Модели на газовом топливе созданы, теперь нужно, чтобы их активно покупали.

Возможен заказ автомобиля в специальной комплектации. Есть автобусы для перевозки маломобильных пассажиров, школьные версии, варианты с салоном повышенной комфортности. «Газель NEXT» — семейство автобусов на все случаи жизни. Это и малый маршрутный автобус, и машина для небольших туристических групп, и школьный автобус, и служебный. А учитывая выгоду при покупке в 412 тыс. рублей, это еще и очень доступный автобус.

Обзор отличный

«Снаружи выглядит необычно — аквариум на колесах. Зато внутри очень удобно — почти как в большом автобусе.» Мария, пассажир.

Автобус малого класса «Газель CITY» — уникальное предложение на рынке. Других серийных низкопольных машин такого размера с панорамным остеклением на рынке просто нет. Автобус перевозит 22 пассажира при длине всего 6,6 метра. Он юркий и маневренный — находка для мегаполиса с его узкими улочками или огромными пробками. Экономичный дизельный двигатель расходует всего 12,5 литров топлива на 100 км пробега. Гарантия на автобус — три года без ограничения пробега.

Но основное преимущество «Газель CITY» — это удобство пассажиров. Низкий пол (25–32 см) позволяет войти в салон в один шаг. Ширина автоматической двери — 110 см — позволяет без труда закатить по откидной аппарели детскую коляску или инвалидное кресло. Для кресла предусмотрено специальное место в салоне, оборудованное системой фиксации. Регулируемая пневматическая подвеска придает автобусу плавный ход, огромные панорамные окна обеспечивают прекрасный обзор. Просторная накопительная площадка, нержавеющие поручни, удобные и практичные пассажирские сиденья — этот компактный автобус обеспечит пассажирам, в том числе людям с ограниченными возможностями, самый высокий уровень комфорта.

Удобно здесь и водителю. Его рабочее место отделено от салона перегородкой. Кресло с подогревом и поясничным подпором имеет пять степеней регулировки, регулируется и рулевая колонка. Зеркала заднего вида оснащены электроприводом.

Средний класс

Новые автобусы Вектор 7.6 недавно появились у нас в парке. Водители довольны. А мы, ремонтники, шутим: как бы нас «Вектор» без работы не оставил, с таким то ресурсом. — Георгий Н., слесарь-моторист.

Представитель автобусов среднего класса «Вектор NEXT» 8.8 , появится на дорогах российских городов уже в сентябре. Выпускается в трех различных исполнениях: «Стандарт», «Междугородний» и «Доступная среда». При длине 8,8 метра он вмещает до 71 пассажира. Сидячих мест — 19–23, еще одно предназначено для инвалидного кресла. Просторная накопительная площадка позволяет разместить коляску или инвалидное кресло. Для их погрузки есть откидная аппарель. Система опускания задней части кузова еще больше облегчает посадку, особенно для маломобильных пассажиров. Автобус комфортабельный и безопасный: удобные кресла, система информирования «Говорящий город», видеонаблюдение. У водителя кресло с подогревом и регулировкой поясничного подпора, индивидуальная система отопления, обогрев зеркал, большая площадь остекления, а значит — отличный обзор. Удобство и комфорт водителя — это такая же составляющая безопасности, как и система курсовой устойчивости, которой может быть оборудован «Вектор».

Автобус должен работать, а не простаивать в ремонте. Надежности и долговечности конструкции в «Вектор NEXT» уделено особое внимание. Межсервисный интервал — 20 тыс. км, гарантия — 3 года или 150 тыс. км. Ресурс кузова — не менее 10 лет, основные агрегаты автобуса рассчитаны на безотказную работу в течение 700 тыс. км пробега!

Кстати, «Вектор NEXT» — потомок знаменитого «пазика», который честно и безотказно возит пассажиров со времен Советского Союза по сей день. Конечно, исполнена новая модель на совершенно ином, современном техническом уровне.

Поехали!

Конечно, малые и средние автобусы — не основной транспорт больших городов. Здесь в приоритете автобусы большой вместимости. Но есть тесные улицы старого города, где сочлененной громадине просто не поместиться. Есть маршруты с малым пассажиропотоком, где использование больших автобусов нерентабельно. Есть пригородные перевозки, где «малыши» используются очень активно. Малые автобусы применяются для аренды, служебных, экскурсионных перевозок.

Три семейства автобусов, которые предлагает дистрибьютор бренда ГАЗ ГК «Современные транспортные технологии», имеют немало общих черт. Это новая, передовая конструкция, современная, надежная агрегатная база, низкие затраты на эксплуатацию. Дизайн машин прекрасно вписывается в стиль современного города. Пассажирам и водителю новинки предоставляют высокий уровень комфорта и безопасности. Все модели соответствуют требованиям программы «Доступная среда».

Страна постепенно выходит из ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. Растет пассажиропоток, восстанавливаются временно отмененные маршруты. Транспортная система страны оживает. На чем поедем в будущее, россияне?

Классификация автобусов

Автобус – категория автотранспорта, вмещающая от 9 пассажиров. В отличие от рельсовых типов транспорта и троллейбусов, автобус более маневренен. Современные автобусы делят на два типа: для перевозки пассажиров и машины специального назначения.

Современные автобусы обладают большим набором технических характеристик, а также различными уровнями комфортности, скорости, различаются внешними параметрами.

Пассажирские автобусы также подразделяются на несколько типов по определенным параметрам. Основной критерий классификации – вместительность транспортного средства. Например, автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров по городским маршрутам, существенно отличаются по количеству пассажиров, внутреннему обустройству и техническим параметрам от машин, предназначенных для туристических перевозок. Аренда автобусов для перевозки пассажиров сегодня пользуется большим спросом. Вместе с тем важно правильно определиться, какой тип транспорта подойдет лучше для поездки. Более конкретные признаки классификации современных пассажирских автобусов представлены далее.

По вместимости пассажиров и длине

Вместимость пассажиров и длина автобуса имеют решающее значение в определении назначения автобуса. По такому признаку транспортные средства можно разделить на малые, средние и большие виды.

Малые

Малый вид автобусов рассчитан на перевозку не более 20 пассажиров на сидячих местах. Общее количество, которое возможно перевозить в одном автобусе, не должно превышать более 40 человек. Длина кузова малого транспортного средства для перевозки пассажиров не превышает 8 метров.

Автобусы малого типа зачастую предназначены для осуществления по городским и пригородным маршрутам, турпоездок на несущественные расстояния. Благодаря своим компактным габаритам такая техника отличается хорошей маневренностью и высокими эксплуатационными показателями. К тому же стоимость таких автобусов существенно ниже, чему более крупных моделей. Эти характеристики делают малые типы автобусов наиболее привлекательными для предпринимателей, начинающих свой бизнес в сфере пассажирских перевозок.

Средние

Автобусы, входящие в категорию среднего типа, вмещают не более 60 человек, 30 из них могут комфортно разместиться на посадочных местах. Кузов такого транспортного средства не превышает 10 метров в длину.

Средний тип автобусов считается универсальным. Такая техника активно используется как в черте города на регулярных городских маршрутах, так и для пригородных и междугородных регулярных и туристических рейсов.

В соответствии с назначением маршрутов автобуса – пассажирский или туристический, внутреннее наполнение может быть разным. Туристические виды более удобны, имеют отличную от пассажирских автобусов расстановку посадочных мест и дополнительные опции для обеспечения комфортной поездки пассажиров.

Большие

Транспортные средства большого типа может одновременно вмещать не более 90 пассажиров, до 40 из которых могут занимать сидячие места в салоне. Большие автобусы чаще всего предназначены для туристических и междугородних перевозок.

Такие модели оснащены комфортабельными посадочными местами. Кресла в автобусах мягкие, с функцией регулировки угла наклона спинки. Над каждым посадочным местом дополнительно обустроено индивидуальное освещение, возможно наличие дополнительных вентиляторов и других устройств для обеспечения более комфортной поездки на дальние расстояния. Большие автобусы легко перевозят пассажиров на расстояния более 500 километров.

По предназначению

Для того чтобы определить, по какому маршруту будет курсировать автобус, важно правильно определить параметры его предназначения.

Городские автобусы должны быть вместительными, чтобы обеспечить не только комфортное расположение пассажиров внутри транспортного средства, но и относительно свободное перемещение внутри салона автобуса. Городские маршруты предполагают частые остановки в черте города, чтобы пассажиры могли выходить и заходить в автобус в определенной точке маршрута. Для этих же целей городские автобусы должны быть оснащены просторными входными группами и небольшими подножками в средней и задней части машины. Кроме этого, в городских моделях низкий пол и просторные накопительные площадки. Также предусмотрены отдельные места для пассажиров с колясками и инвалидов. Городской автобус должен быть оснащен хорошей вентиляцией и отопительным оборудованием, естественным и искусственным освещением.

Пригородные автобусы во многом схожи с городским типом. Главное отличие таких транспортных средств в большем количестве сидячих мест. Некоторые модели могут развивать большую скорость, чем это необходимо для перемещения внутри города. Предназначены такие автобусы для перевозки пассажиров между населенными пунктами, находящимися на небольшом расстоянии друг от друга.

Зачастую для пригородных маршрутов используют автобусы городского типа. Это позволяет пассажирским перевозчикам существенно сэкономить средства на покупке и обслуживании техники. Однако если пригородный маршрут предполагает перевозку пассажиров в сельской местности, приобретаются автобусы с более высокой проходимостью, чем у городских моделей.

Междугородние и туристические автобусы отличаются как внешне, так и по внутреннему наполнению. Такие машины в отличие от городских и пригородных моделей развивают более высокую скорость. При этом большая скорость транспортного средства никак не должна сказываться на комфортном расположении пассажиров внутри автобуса и их безопасности.

Междугородние и туристические модели обычно оснащены всего одной дверью и имеют просторное багажное отделение. Накопительные площадки в таких автобусах не предусмотрены, так как все пассажиры во время движения должны быть размещены на сидячих местах.

Сидения оснащены механизмом регулировки угла наклона спинки. Над каждым пассажирским креслом обустроено дополнительное освещения и вентиляция, возможно наличие аудио-, видеоаппаратуры. Автобусы, предназначенные для туристических маршрутов, дополнительно снабжаются микрофоном и громкоговорителями. В люксовых моделях дополнительно установлены холодильники, санузел, термонагреватели для напитков, гардеробные отсеки.

Кроме указанных наиболее распространенных типов есть и другие вариации:

  • школьные автобусы для перевозки детей;
  • перронные или аэродромные – для перевозки пассажиров от здания аэропорта до самолета;
  • служебные автобусы, используемые для перевозки сотрудников отдельно взятого предприятия;
  • пати-басы – машины для вечеринок;
  • вахтовые, экспедиционные, подземные – для транспортировки людей в особо сложных условиях по бездорожью или под землей.

По типу кузова, компоновке и конструкции

Кроме уже перечисленных признаков классификации автобусов важно знать об их классификации по типу кузова, компоновке и конструкции.

По типу кузова автобусы могут быть выполнены в капотном или вагонном типе.

Вагонный тип кузова предполагает однообъемное размещение. То есть двигатель размещается в отдельном отсеке, но соединяется с пассажирским салоном. Обычно отсек для двигателя помещают в передней или задней части машины.

Капотный тип кузова предполагает отдельное размещение отсека с двигателем от пассажирского салона и кабины водителя. Автобусы с капотным типом кузова обычно относятся к малым типам транспортных средств и используются в основном для перевозки пассажиров на небольшие расстояния. Это могут быть рабочие машины для перевозки рабочих или транспорт в сельской местности.

Автобусы также могут быть простыми и сочлененными. Обычное транспортное средство имеет один пассажирский салон. Сочлененные же состоят из двух или более корпусов, соединенных между собой специальной прочной конструкцией по типу гармошки. Главное преимущество сочлененных моделей – в их вместимости. Такие автобусы используются преимущественно для городских маршрутов. Они вмещают в себя достаточно большое количество пассажиров. При этом даже в час пик в таком транспорте ездить комфортно. Каждый корпус имеет один–два выхода для посадки и высадки пассажиров. Несмотря на довольно внушительные габариты и сложную конструкцию транспортного средства, ездить в таком автобусе безопасно. Соединительные секции выполнены из прочных подвижных конструкций, машина свободно передвигается с необходимой скоростью и обладает хорошей маневренностью.

Различают автобусы и по уровню пола. Высота пола определяется относительно удаленности от земли. Низкопольные автобусы чаще всего используются на городских маршрутах. Такая посадка позволяет даже маломобильным пассажирам попасть в салон без дополнительных усилий. Высокопольные модели применяются для туристических, пригородных и междугородних поездок.

Также к типу кузова можно отнести количество уровней автобуса. Современные модели могут быть одно-, полутора- и двухуровневыми. Одноуровненвые модели могут использоваться на любых типах маршрутов, полуторные и двухуровневые модели чаще всего используются для туристических маршрутов.

Разнообразие современных автобусов достаточно велико. Сегодня в каждом городе есть транспортные предприятия, где можно сделать заказ автобуса под конкретные условия перевозки любого количества пассажиров.

Классификация автобусов и их основные характеристики

Исходя из закона Российской Федерации, автобус – это транспортное средство, оснащенное мотором, которое предназначено для перевозки граждан как в сидячем положении, так и стоя. При этом сидений в салоне должно быть не менее девяти, считая водительское кресло. Такие крупногабаритные транспортные средства служат для перевозки пассажиров по установленным заказчиком маршрутам с остановками для высадки и посадки людей. Как правило, роль заказчика играют юридические и физические лица. Существует несколько классификаций автобусов в зависимости от их размеров, вместимости и других параметров.

Виды маршрутов

Классификация автобусов по территориальному признаку происходит следующим образом:

  1. Пассажирская техника, совершающая международные поездки за пределы территории России.
  2. Автобусы, работающие на городских маршрутах. Они не выезжают за пределы одного города.
  3. Пассажирский транспорт, перевозящий людей за пределы города на небольшие расстояния (пригородные маршруты). Как правило, такие автобусные маршруты отдаляются не более 50 км от черты города.
  4. Автобусы, совершающие дальние поездки между городами в пределах одной страны. Как правило, перевозки осуществляются комфортабельной техникой. Маршруты при этом довольно продолжительные – более 50 км от границы города отправления.

Виды пассажирских перевозок

Классификация автобусов по классам в зависимости от их назначения подразумевает деление пассажирской техники на несколько групп:

  • 1-я группа: специальные автобусы, к примеру перевозящие детей в школы и санатории, отвозящие вахтовиков на место работы, доставляющих полицейских к месту массовых беспорядков и т. д. При этом оснащение внутри и снаружи техники для перевозки людей меняется в зависимости от их назначения.
  • 2-я группа: туристическая и экскурсионная автотранспортная техника. Исходя из названия, читателю понятно, что такие автобусы служат для перевозки туристов в гостиницы и по достопримечательным местам. Как правило, они оборудованы мягкими широкими креслами, столиком, биотуалетом и кондиционером.
  • 3-я группа: автобусы общего пользования. Они служат для перевозки граждан по городским и загородным маршрутам.

Размеры автотранспортного средства

В зависимости от вместимости классификация автобусов выглядит следующим образом:

  1. Транспортные средства особо большой вместимости. Такие автобусы готовы перевозить от 50 до 80 человек.
  2. Пассажирский транспорт большой вместимости. Салон у них рассчитан на 40-45 сидячих мест.
  3. Автобусы средней вместимости. Салон у данного вида наземного транспорта оборудован сидячими местами в количестве от 30 до 35 штук.
  4. Общественный транспорт малой вместимости. Число мест составляет от 20 до 25 штук.

Согласно классификации автобусов по пассажировместимости к группе малых автобусов относят отечественные транспортные средства таких марок, как ПАЗ. Их выпускают не только в стандартной комплектации. Существуют небольшие автобусы Павловского завода специализированной версии, они предназначены для работы в суровых северных районах нашей страны. Такие машины оборудованы следующими функциями:

  • дополнительным слоем изоляции салона и кабины водителя;
  • остеклением, состоящим из нескольких стекол;
  • дополнительными печками отопления.

Все это необходимо для сохранения тепла во время поездок по крайнему северу.

Также существуют малые автобусы для передвижения по горной местности. В них установлены следующие дополнительные элементы:

  • специальные тормоза, оснащенные замедлителем;
  • ремни безопасности на всех пассажирских сиденьях;
  • противооткатное устройство, помогающее удержать транспорт при стоянке на сильном уклоне в горах.

В южных районах России также активно используют малые автобусы для перевозок пассажиров. Как правило, на них устанавливают крупные солнцезащитные экраны и мощные кондиционеры.

К пассажирским средствам средней вместимости специалисты относят автобусы отечественного производства завода «ЛАЗ». Они оборудованы мягкими и комфортабельными сиденьями в салоне с функцией откидывания спинки назад.

Согласно классификации автобусов по длине транспортные средства марки «ЛАЗ», «Икарус» и «ЛиАЗ» можно отнести к средствам большой и особо большой вместимости в зависимости от модификации.

Одно- и двухэтажные транспортные средства

Классификация автобусов по кузову подразумевает деление данного наземного вида транспорта на двух- и одноэтажные. Также довольно часто встречаются полутораэтажные автотранспортные средства. Их достоинство заключается в высокой посадке пассажиров. Нижние отсеки предназначены для размещения в них багажа и крупногабаритных грузов. Неудивительно, что многие турфирмы закупают именно полутороэтажные экскурсионные автобусы.

В двухэтажных автобусах на втором этаже размещаются пассажиры, первый же используется как для размещения там людей, так и для установки там туалетов, бара и багажного отделения. В некоторых фирменных транспортных средствах есть даже спальни, игровые комнаты и телевизоры.

Топливо для ТС

Есть классификация автобусов, где техника делится на группы в зависимости от потребляемого ими топлива. На сегодняшний день большинство современных моторов транспортных средств работают на трех видах топлива:

  1. Природный газ (метан).
  2. Дизельное топливо.
  3. Бензины различных марок.

Самыми экономичными моторами были признаны двигатели, которые потребляют ДТ и газ.

В последнее время иностранные и отечественные заводы все чаще выпускают грузовые автомобили и автобусы с моторами, работающими на электрической тяге. Вместо привычного нам бензобака на них установлены мощные батареи, наполненные электролитом. Они являются экологически чистым транспортным средством, однако работать они могут в пределах крупных мегаполисов, где есть современные электрические станции для зарядки аккумуляторов.

Мировые стандарты качества

По всему миру к автобусам, служащим для перевозки туристов на дальние расстояния, предъявляют повышенные требования в отношении комфортабельности. В салоне обязательно должен быть:

  1. Кондиционер.
  2. Биотуалет.
  3. Телевизоры.
  4. Раздевалка.
  5. Кухня.

Помимо всего этого в салонах устанавливают мощное освещение, подставки для стаканчиков и еды, удобные откидывающиеся спинки на мягких пассажирских креслах.

Оценка автобусов международной организацией

Международный союз автотранспорта регулярно повышает требования к туристическим автобусам. Главным образом это касается безопасности людей, находящихся в салоне огромной машины, предназначения и комфортабельности. Международная классификация автобусов подразумевает 5 категорий ТС. Обозначают их количеством звезд.

К категории «одна звезда» относят автобусы для организации городских экскурсий. Транспорт с двумя звездами служит для международного туризма. Автобусам, которым Международный союз автотранспорта присваивает от трех до пяти звезд, предстоит ездить на дальние расстояния. При этом поездки занимают от одного до нескольких дней.

Согласно классификации автобусов самой комфортабельной по праву считается та техника, которой присудили пять звезд. Это лайнеры с повышенным уровнем комфорта. Там есть кухня с микроволновкой, грилем, дозатором для хранения холодных и горячих напитков. В автобусе есть видеокамеры, которые установлены по всему периметру салона и снаружи. Они позволяют водителю аккуратно припарковать транспорт, а также проследить, чтобы все пассажиры поднялись на борт перед непосредственным отправлением в дальний путь.

Автобус: тенденции XXI века

Автобусы, прочно вошедшие в нашу жизнь в прошлом столетии, в нынешнем активно продолжают укреплять свои позиции. Человечеству уже недостаточно иметь просто городские, пригородные и междугородные пассажирские машины.

Автобусы, прочно вошедшие в нашу жизнь в прошлом столетии, в нынешнем активно продолжают укреплять свои позиции. Человечеству уже недостаточно иметь просто городские, пригородные и междугородные пассажирские машины.

Чтобы костюмчик висел – не главное
После снижения спроса на междугородные автобусы в 80-е годы прошлого века начало нового столетия отмечено прямо противоположной тенденцией. Это подтверждают результаты исследования, проведенного Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), касающегося роли туристических автобусов в экономике европейских государств. Выяснилось, что автобусный туризм обеспечивает вышеназванным странам до 2% ВВП. Автобусные туристы чаще пассажиров других видов транспорта останавливаются в гостиницах и тратят на 40% больше денег на еду, развлечения и сувениры. Если учесть, что после терактов в США 11 сентября 2001 года резко упал спрос на авиабилеты, нетрудно представить, насколько возросла роль наземного пассажирского транспорта.

Времена, когда пассажир автобуса дальнего следования мог довольствоваться в пути только багажным отделением и туалетом, канули в прошлое. Теперь путешествующих не удивишь ни мини-баром, ни бортовым холодильником, ни походной кухней. На борту «дальнобойных» автобусов привычными стали видеосистемы и гардеробы, игорные столики и автоматы с напитками, ночные шторы и теплые пледы. Конечно, важно повесить костюм на вешалку, но в крайнем случае помятую одежду можно и в отеле погладить. Однако все это мелочи по сравнению с тем, на что идут в последние годы производители туристических лайнеров, лишь бы привлечь максимум внимания к своей продукции. Да и сама продукция предприятий оценивается по более сложной шкале. В ней учитываются не только технические данные конкретного образца техники и уровень комфорта, но также эстетические, экологические показатели плюс степень безопасности.

Безопасность – это фактор, на котором помешаны практически все иностранцы, особенно состоятельные граждане Западной Европы. Поскольку на время путешествия пассажиры доверяют свою жизнь водителю, автопроизводители делают многое для того, чтобы облегчить труд сидящего за рулем и предотвратить или минимизировать неприятные последствия в чрезвычайной ситуации. Подтверждение тому – панорамные зеркала заднего вида, позволяющие видеть не только борта автобуса, но и входы, салон, передний свес снаружи. Это и камеры контроля «мертвой зоны», используемые на технике компаний Van Hool и Setra. В стандартное оснащение включаются устройства, которые прежде не всегда предлагались и за отдельную плату, а именно: антиблокировочная (ABS) и противобуксовочная (ASR) системы, регулятор распределения тормозных сил EBS, программа стабилизации курсовой устойчивости ESP и дополнительный тормоз-замедлитель. Электроника теперь управляет работой двигателя, трансмиссии, тормозов и ходовой части.

Есть и устройства, предотвращающие засыпание водителя. Одно из таких еще в 2001 году предложила Volvo Bus Corporation на модели Jonckheere Arrow. Устройство автоматически активизируется при скорости 75 км/ч. Почему именно с этого рубежа? Да потому, что на меньших скоростях автобус движется по населенным пунктам, где внимание водителя сконцентрировано. А вот на загородном шоссе, в условиях монотонности пейзажа, особенно ночью, опасность засыпания за рулем гораздо выше. Чтобы предотвратить это, через каждые 5 минут автоматика подает световой сигнал, и если человек игнорирует его в течение 10 секунд, то раздается пронзительный звук, заглушить который можно только нажатием специального ножного выключателя.Поскольку большинство туристов – люди пенсионного возраста, они стремятся использовать автобусные туры, чтобы не спеша посмотреть мир и сэкономить (не секрет, что авиабилеты стоят в несколько раз дороже). В то же время они не привыкли отказывать себе в удобствах. Зная об этом, разработчики обеспечивают пассажирам максимальный уровень комфорта. Так, британцы предложили установку подогреваемых полов Flex-El. По сравнению с традиционными отопителями они равномернее обогревают салон, облегчают уборку и обслуживание автобусов, снижают эксплуатационные расходы и экономят место.

Любопытные новшества появляются на двухэтажных автобусах. Так, если на верхней палубе все кресла стоят по ходу движения, то на нижней нередко и друг напротив друга, со столиками посередине. Любопытная деталь: монитор с картой и указанием маршрута есть не только в салоне, но и в кабине водителя. В числе других особенностей трехосных машин – подруливающая задняя ось, уменьшающая радиус разворота. А для снижения образования водяного шлейфа нередко служит элегантный брызговик между колесами второй и третьей осей. Еще одна деталь – закрытые арки задних колес. Такие обтекатели призваны снизить сопротивление воздуха, уменьшить уровень шума и понизить образование грязевого облака при езде в дождь.

В новых лайнерах нет привычной для других автобусов дальнего следования индивидуальной реактивной вентиляции – вместо нее улучшена централизованная система подачи и кондиционирования воздуха в салоне. Она не только поддерживает нужную температуру, но и создает оптимальную влажность. Нет и привычных ячеек для мусора – их заменил… мусоропровод наподобие того, что устанавливается в скоростных поездах ICE. А из мира авиации переняты закрываемые багажные полки под потолком: при резком изменении направления и скорости движения их содержимое не свалится на голову или в проход.
Из других тенденций важно отметить расчет конструкции методом конечных элементов. Компьютерное моделирование позволяет снизить массу автобуса и обуздать топливный «аппетит».

Пока «черное золото» не иссякло…
Рост городского населения и приток рабочей силы из пригорода и удаленных населенных пунктов – характерная картина для многих стран Европы. Обилие пробок и ограничения для владельцев частных автомобилей делают муниципальный наземный транспорт поистине незаменимым для огромного числа людей. Если учесть, что от надежности городских и пригородных автобусов зависит и статья расходов в местном бюджете, а сами транспортные средства являются своеобразной визиткой населенных пунктов, становится понятно, почему мэрии тратят немалые средства на закупку современного подвижного состава. Зная это, производители стремятся сделать городские и пригородные автобусы совершеннее.

Сегодня не все помнят, что рождением автобуса человечество во многом обязано немцам. Трудно поверить, но первое такое транспортное средство появилось более ста лет тому назад на фирме Daimler-Benz. Но если тогда автобус базировался на шасси грузовика, то теперь он изначально строится на оригинальной платформе.

Более того, прогресс в развитии наземных пассажирских транспортных средств для города очевиден: за прошедшее десятилетие парк городских автобусов изменился не только количественно, но и качественно. Например, взамен традиционной двускатной ошиновки на ведущих осях автобусов появились сверхширокие шины – так называемые «суперодиночки». Они позволяют уменьшить ширину колесных арок суммарно на 800 мм и сделать тем самым просторнее и вместительнее салон, снизить массу автобуса в угоду топливной экономичности, упростить техобслуживание. Одним из первых осваивать эту новинку вызвался MAN Bus GmbH.

Совершенствование узлов сочленения так называемых «гармошек» тоже относится к разряду тенденций автобусостроения. Например, фирма Hubner из Касселя недавно впервые показала укороченное соединение, которое отличается от классического центральным венком поворота. Вместо привычной сцепки тягача с прицепом здесь используются два шарнирно сочлененных рычага, переводящих центры вращения из середины на внешний край. За счет этого может существенно уменьшаться угол поворота. Кстати, длина нового сочленения всего 900 мм. В его конструкции используется полиуретан, а сам универсальный узел может применяться на различных вариантах шасси.

Любопытную разработку представила и фирма ContiTech – прозрачный текстиль «гармошки», созданный совместно со специалистами предприятия Hemscheidt. Благодаря специальной смеси каучука, рецепт которой по понятным причинам держится в секрете, удалось добиться отличной светопропускаемости материала при сохранении его прочности и функциональности. Новинка уже прошла успешные испытания в нескольких немецких городах. Еще одна инновация – увеличение числа дверей, благодаря чему сокращается время простоя на остановках. Скажем, сочлененный тягач Neoplan Centroliner N4522 c новым оформлением интерьера и внутренней высотой салона 2318 мм имеет три двери. Это большая редкость, а вместе с прицепом их пять! Такое решение в «гармошке» применено впервые. Нельзя обойти вниманием и увеличение доли электроники. Это касается как «умных» систем вроде ASR и EBS, так и сложных комплексов, позволяющих автобусам двигаться по электронным дорожкам в полностью автоматическом режиме с регулированием приоритета проезда перекрестков. На автовокзалах и остановках появилось поминутное расписание движения, а также информация о времени прибытия и отправления на разных маршрутах. Это позволяет спланировать пересадки при поездках из одного конца города в другой или выезда в пригород. Нужную информацию можно найти и в Интернете.

Директор Volvo Bus Corporation в Европе по маркетингу г-н Ларс Блом считает, что наряду с пассажирскими машинами большой вместимости настало время и компактных городских «извозчиков». Особенно это актуально для европейских городов с плотной застройкой и узкими улочками в центре. Итогом становятся разработки вроде Ale – небольшого автобуса, созданного шведами совместно с коллегами из итальянской компании Autodromo. Он может использоваться на часто меняющихся маршрутах и закрывать пробелы в расписании, вызванные сезонными или иными причинами. Достойный внимания аналог компании MAN Bus GmbH – городской автобус Lion`s Midi NM223 длиной всего 10.5 м и вместимостью (при трех дверях!) до 80 человек. К этому же классу относятся и корпоративные разработки наподобие Mercedes-Benz Sprinter GT Minibus. Этот автобус малого класса с огромными панорамными стеклами и высокой крышей с двигателем мощностью 156 л.с. рассчитан на перевозку 21 человека, предоставляя в их распоряжение багажное отделение объемом 2.7 м3. О важности таких автобусов говорит тот факт, что раньше подобную продукцию выпускали только кузовные ателье.

Как и в случае с туристическими лайнерами, к городским машинам вполне применим термин «интеллектуальный автобус». Например, он как нельзя лучше подходит для 42-местного Setra S319 NF с модернизированной электронной системой информации о параметрах движения и Volvo 8700, оснащенного электронными системами BEA (Bus Electronic Architecture) и ITS4mobility, упрощающими обслуживание и ремонт на фирменных СТО. Такие автобусы удачно сочетают в себе преимущества разных транспортных средств – как для города, так и для пригорода. Низкий уровень пола в передней и средней частях автобуса позволяет без особого труда подниматься в салон пожилым пассажирам и людям с ограниченной подвижностью. Однако регулируемый уровень пола (за счет пневматической подвески) в обозримой перспективе может уйти в прошлое: «приседающий» автобус – удовольствие не из дешевых, и потому легче соответствующим образом оборудовать остановочные пункты.

Прогресс диктует свои требования, и в автобусном парке все чаще появляются не совсем обычные экземпляры. Это передвижные гостиницы, бизнес-офисы, справочно-информационные центры, фургоны для перевозки лошадей, пивные контейнеры и многое-многое другое. Сегодня, пожалуй, даже у скептиков нет сомнения в том, что развитие автобусов на этом не остановится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: