Профессиональный тюнинг и его значение для автомобиля - FORD-URAL.RU

Профессиональный тюнинг и его значение для автомобиля

Что входит в тюнинг автомобиля, разновидности тюнинга

Тюнинг машины — это способ создать автомобиль, который будет оправдывать все прихоти, желания и аппетиты владельца. Перед тем как начать модернизировать транспорт, важно изучить вопрос законности своих действий и возможные последствия нарушений.

Необычный внешний вид привлекает заинтересованные взгляды. Многим автовладельцам хочется выделиться на общем фоне и похвастаться неповторимым обликом. Тюнинг машины — это способ проявить себя в монотонном потоке городских дорог.

Определение и особенности

Тюнинг означает доработку базовой комплектации автомобиля по всем фронтам. Владелец может сделать акцент на комфортабельности транспорта, удобстве управления или эстетической составляющей.

Определение и особенности тюнинга

Можно заменить чехлы на сиденьях, купить коврики, обновить магнитолу и динамики. Покраска кузова, нанесение рисунков и наклеек, замена дисков и фар также попадают под определение тюнинга автомобиля. Стиль и способы зависят от фантазии человека, результата, который он преследует и финансовых возможностей.

Разновидности и цели

Изменения в автомобиле происходят на нескольких уровнях — внешнем, внутреннем и техническом. Эта градация условная, потому что внедрения в систему неразрывно связаны между собой.

  • Внешний тюнинг авто — это преображение кузова, тонировка стекол разной плотности и цвета, замена лампочек в фарах на диодные и установка подсветки. Крепление обвесов, спойлеров и крыльев создаст новый образ автомобиля. Интересно выглядят матовая цветная пленка и аэрография.
  • Внутренний тюнинг — модернизация салона под цели и желания владельца. Можно перетянуть панели любым доступным материалом, поменять чехлы или сиденья целиком, купить новую ручку коробки передач. Человек вправе заменить приборную панель, обновить руль и подлокотники, добавить подушки. Внедрение дополнительного устройства для климат-контроля тоже входит в тюнинг автомобиля.
  • Замена внутренних механизмов машины считается техническим тюнингом. Владелец может внести правки в параметры двигателя. Есть возможность корректировать работу трансмиссии и тормозной системы, увеличить мощность авто и снизить расход топлива. Сюда же относится подогрев сидений.

Внешний тюнинг авто

Видоизменение кузова

Обвесы крепят на машину не только с эстетической, но и с практической целью. Помимо красоты облика, они добавляют автомобилю аэродинамики и маневренности. В эту категорию входят бампер, спойлер, антикрылья, юбки для бампера и накладки на пороги. Маски на фары, воздухозаборники на крышу, решетки радиатора, диффузоры для управления воздушными потоками, расширители арок и модульная оптика также являются частью внешнего усовершенствования.

Для изготовления дополнительных деталей используют:

  • полиуретан;
  • АБС-пластик;
  • металл;
  • композитные материалы — карбон, кевлар, стеклопластик;
  • гибридные варианты армирования.

Обвесы крепят на машину

Обновление салона

Для владельца авто важен личный комфорт в салоне. Тюнинговать машину начинают именно с интерьера. Вкусы у людей разные, аппетиты тоже. Достойным результатом станет сочетание приятного вида и технического оснащения.

Одной из первых видоизменяют приборную панель. Здесь возможно заменить как отдельные детали, так и торпеду целиком, добавить подсветку любого цвета и конфигурации. Настройка шумоизоляции также относится к тюнингу автомобиля. Автовладелец может перетянуть покрытие сидений, пола, потолка, дверей, заменить материал на руле на новый.

Материалы для внутренней отделки:

  • Оригинальная обивка — кожа, искусственные заменители кожи, велюр, флок, искусственная замша (алькантара) и прочие ткани. Доступный вариант, большой ценовой разброс за работу и материалы.
  • Украшение салона натуральным деревом — шпонирование.
  • Отделка карбоном. Преимущества такого покрытия — прочность, долговечность и разнообразие рисунков и текстур.

Аудиотюнинг

Грамотно собранная и отлаженная аудиосистема означает хороший звук и удовольствие от музыки. Решающим пунктом модернизации системы является правильное и аккуратное подключение проводки к устройствам, наладка блоков питания и передачи рабочих сигналов к каждому компоненту воспроизведения аудио. Ценовой разброс в этой сфере обширный. Комплектация зависит от предпочтений и возможностей клиента.

Иногда вместе с заменой звука приходится укреплять салонные панели и настраивать шумоизоляцию. Правильная установка и настройка аудиосистемы гарантирует мощное и детальное звучание музыки, а также тональный баланс. Эти параметры определяют глубину сочность звука.

Двигатель

В силовом агрегате можно заменить несколько деталей, провести чип-тюнинг (перепрограммирование). Есть вариант модернизировать составляющие — поставить турбины, обновить узлы или расточить цилиндры.

Если пойти по первому пути и выбрать чип-тюнинг, стоит понимать его суть. В электронном блоке управления машины прописана программа оптимальной работы. Она представляет собой таблицу с информацией о калибровке. В каждом моторе функциональные значения и режим настройки разные. Эти данные определяют особенности работы двигателя.

Корректировки применяют для оптимизации управления авто. При перепрошивке:

  • увеличивается мощность и скорость машины;
  • настраиваются максимальные обороты и работа выхлопа;
  • регулируется система впрыска и охлаждения.

Можно усилить чувствительность педали газа и повысить контроль над автомобилем при движении.

Легальность

В законодательстве прописаны правила эксплуатации транспортного средства. Существуют строгие ограничения, за нарушение которых последует штраф или вовсе конфискация автомобиля. Закон позволяет владельцам применять тюнинг для усовершенствования машины в том случае, если после правок транспорт останется безопасным и не утратит основные технические параметры.

К частым нарушениям относятся:

  • Сильно выступающие за пределы кузова накладки и обвесы.
  • Шины и диски, не соответствующие критериям конкретной модели машины.
  • Светотехнические приборы, не входящие в регламент.
  • Тонировка стекол со светопропускной способностью ниже нормы.
  • Слишком громкий звук выхлопной и тормозной систем.

Тюнинг машины — это способ создать автомобиль, который будет оправдывать все прихоти, желания и аппетиты владельца. Перед тем как начать модернизировать транспорт, важно изучить вопрос законности своих действий и возможные последствия нарушений.

Что такое тюнинг автомобиля

Сталкиваясь с понятием «тюнинг авто», что это такое не знают только начинающие автолюбители. На российских дорогах часто встречаются иномарки с аэродинамическими обвесами, прямоточными глушителями, мощными акустическими системами. На дорогие внедорожники устанавливаются силовые обвесы, нередко встречаются машины с аэрографией.

Тюнинг на Западе и в России

В Америке, откуда к нам и пришло это понятие, тюнинг начал развиваться в начале прошлого века. Выражаясь техническим языком, тюнинг авто — это доработка серийных автомобилей заводского производства.

Состоятельные автолюбители, которым хотелось выделиться на дороге, начали заказывать переделки в автомастерских. Маленькие сервисы со временем превратились в тюнинговые компании. Такие известные фирмы, как «AMG», «BRABUS», процветают до сих пор, работая по заказам частных лиц и таких автопроизводителей как «Мерседес».

Американский тюнинг авто — пример

Увлечение переделками автомобилей не ново и в России, хотя появилось позже, чем на Западе. Еще во времена СССР народные умельцы увеличивали «Запорожцы» до длины лимузина, делали кабриолеты из «Жигулей».

С массовым приходом иномарок хобби автолюбителей получило новый толчок. В стране появились тюнинг-ателье, небольшие изменения экстерьера или салона можно заказать в рядовых автосервисах.

Отечественный тюнинг ваз 2103

Естественно, что увлечение тюнингом характерно для молодежи, которой хочется выделить свою машину ярким видом или скоростью. Но и состоятельные водители среднего возраста не пренебрегают переделками интерьера, улучшением акустической системы, установкой на внедорожник силового обвеса.

Тюнинг и закон

Не все, что входит в тюнинг автомобиля разрешено российскими правилами. Все значительные модернизации автомобиля нужно регистрировать в ГИБДД.

Необычные машины чаще останавливают на дорогах и придирчиво проверяют документы. Конечно, поменять колесные диски или установить спортивный руль можно без разрешений. Прямо запрещены глухое тонирование лобового стекла, установка слепящего головного света.

Примеры запрещенных и разрешенных надстроек авто

Без разрешения нельзя поменять части автомобиля, на которых выбит серийный номер машины (двигатель, стакан амортизатора «Жигулей»), полностью или частично перекрасить кузов.

Нужно заметить, что сложности (со штрафами, вплоть до конфискации) возникают, в основном, при самодельной переделке авто без разрешения.

Если вы заказываете тюнинг в специализированном ателье, его специалисты знают, как получить разрешение и узаконить доработки.

Виды тюнинга

Тюнинг касается любых элементов, систем и узлов автомобиля, начиная с кузова и заканчивая ходовой частью. Профессионалы выделяют внешний тюнинг, который касается кузова автомобиля, внутренний (интерьер и оборудование), технический (двигатель, подвеска, выхлопная система). Рассмотрим наиболее популярные виды модернизаций.

Тюнинг салона

Непривлекательные примеры самодеятельного тюнинга всем знакомы. Если владелец поменял штатные коврики на ковровые дорожки, повесил на окна занавески с бахромой — это уже примеры тюнинга салона.

Оклейка салона виниловой плёнкой

К простым способам самостоятельного тюнинга относятся оклейка переднего отсека виниловыми пленками, применение меховых чехлов для кресел.

Профессиональный тюнинг может полностью изменить вид салона. В него входят:

  • перетяжка сидений, обивки, дверных карт натуральной кожей, алькантарой, комбинированными материалами;
  • укладка нового полового покрытия;
  • установка люка в крышу;
  • декорирование «торпедо» вставками из натурального дерева.

Спортивный тюнинг салона автомобиля

Тюнинг салона может быть направлен не только в сторону роскоши. Спортивный стиль предусматривает установку спортивного руля, сидений с боковыми поддержками, металлических накладок на педали управления, дополнительных приборов.

Аудиотюнинг

Модернизация акустической системы автомобиля вплотную примыкает к тюнингу салона, но стоит гораздо дороже. Качество музыкальных систем бюджетных автомобилей, состоящих из магнитолы и двух динамиков, не удовлетворяет любителей музыки. Увлечение аудиотюнингом обычно начинается с установки качественной автомагнитолы и дополнительных колонок.

Пример аудиотюнинга в багажнике

Дорогие тюнинговые акустические системы включают до 12 динамиков, дополненных усилителями, кроссоверами, процессорами. Для мощного сабвуфера четырехполосной акустической системы изготавливается специальный фазоинверторный корпус, занимающий весь багажник машины.

Акустический тюнинг машины — это область, которая уже стала своеобразным спортом. По автозвуку проводятся официальные чемпионаты мира и России, состоящие из нескольких этапов.

Пример аудиотюнинга с мониторами

Справедливости ради нужно заметить, что машины готовятся специально к соревнованиям, их практическое использование трудно представить.

Тюнинг двигателя

Технический тюнинг затрагивает и выхлопную систему, подвеску автомобиля. Любители мощного звука двигателя устанавливают на автомобиль прямоточные глушители. Такой глушитель увеличивает и мощность двигателя, но может вызвать придирки дорожной полиции из-за вредного выхлопа.

Для понижения клиренса применяются колеса с низкопрофильной резиной, требующие установки новых амортизаторов и пружин. На спортивных внедорожниках дорожный просвет увеличивается. Для этого применяются специальные проставки, амортизаторы с длинным ходом, пружины с увеличенным количеством витков.

Пример тюнинга двигателя авто

Форсирование (увеличение мощности) двигателя требует сложных расчетов и таких работ, как расточка цилиндров, замена клапанов, шатунов, поршней. Новой разновидностью модернизации двигателя стал чип-тюнинг.

Чип-тюнинг

Стандартные двигатели иномарок настраиваются под жесткие экологические стандарты. Большинство автопроизводителей настройками электронного блока управления искусственно дефорсируют мотор, снижая динамические характеристики. Управляющая электроника уменьшает мощность двигателя, ограничивает максимальную скорость машины.

Изменение электронных настроек (на английском языке называется «chip-tuning») на программном уровне отключает отсечки по оборотам, вихревые заслонки, снимая ограничения скорости.

Чип-тюнинг авто

Это обеспечивает атмосферным или турбированным двигателям прирост мощности (от 7 до 30%), улучшает динамику разгона, крутящий момент на низких оборотах.

Чип-тюнинг не изменяет налоговых характеристик автомобиля, не затрагивает физических узлов мотора, не увеличивает износа цилиндро-поршневой группы. Специалисты, проводящие перепрошивку, могут в любой момент вернуть базовые настройки.

Тюнинг кузова

Самым простым способом изменить экстерьер авто становится установка необычных колесных дисков. Для придания серийной машине спортивного вида применяются аэродинамические обвесы, установка «антикрыла». При более сложных модернизациях на автомобиль устанавливаются тюнинговые бамперы, обтекатели, декоративные воздухозаборники.

Тюнинг дисков автомобиля

К декоративному тюнингу относятся аэрография и подсветка кузова. Оригинальный рисунок украсит автомобиль. Аэрография не требует разрешения ГАИ, так как не изменяет основной цвет кузова.

Читайте также  Развал-схождение в автомобиле

Аэрография на кузове авто

Для подсветки кузова используются светодиодные ленты, которые монтируют на пороги, днище машины, в решетку фальшрадиатора, внутрь колесных дисков.

Подсветка кузова автомобиля неоном

В другом направлении идет кузовной тюнинг внедорожников. Для безопасности кузова при движении по сложным рельефам применяются силовые обвесы, в которые включаются кенгурятники, усиленные пороги, защиты днища. Силовой обвес дополняется установкой лебедок.

Популярные стили тюнинга

Такие виды тюнинга, как хот-род, лоурайдер, VIP-стиль, драг-рэйсинг, в России не приобрели массовой популярности. Российские автолюбители не переделывают антикварные автомобили под мощный современный двигатель (хот-род).

Пример стиля тюнинга лоурайдер

Не получил популярности лоурайдер, при котором гидравлическая подвеска позволяет серийному автомобилю прыгать, вставать на дыбы, преодолевать необычные препятствия.

Пример японского VIP стиля

Японский VIP –стиль в России приобрел национальные черты, но излишняя роскошь внешней и внутренней отделки тоже используется в тюнинге достаточно редко.

Пример тюнинга авто для драг рейсинга

Исключением стал драг-рэйсинг, которым увлекается состоятельная молодежь больших городов. Гонки на специально переоборудованных спортивных машинах на четырехсотметровую дистанцию проходят ночью.

В них фиксируются рекорды России (6,325 секунды), которые пока отстают от достижений западных профессионалов (4,428 секунды). Для соревнований машины готовятся форсированием двигателя или установкой моторов от спорткаров.

Преимущества, недостатки, опасности тюнинга

Преимущества грамотного тюнинга очевидны. После модернизации экстерьера ваша машина будет выделяться на дороге. Тюнинг салона сделает машину удобной для использования, все детали будут подобраны по вашему вкусу. Чип-тюнинг двигателя приводит к улучшению динамики машины, экономии топлива.

Главным недостатком тюнинга можно считать значительные финансовые вложения. Рассматривая доработки автомобиля с практической стороны, нужно заметить, что автотюнинг — это дорогостоящее увлечение.

Стоимость полностью «нафаршированной» машины может в несколько раз увеличить цену заводского автомобиля. Продать такую машину, вернув хотя бы часть вложенных денег, проблематично.

Опасности тюнинга касаются, в первую очередь, самодеятельных переделок. Небрежно приклепанное самодельное антикрыло может оторваться в любую минуту, повредив другие машины.

Неправильно установленный ксенон, дополненный прожекторной рампой на крыше, слепит встречные машины, приводит к авариям. При установке большого количества электрооборудования без предварительных расчетов повышается риск коротких замыканий, возгорания машины.

Заключение

Даже заказывая тюнинг в специализированном ателье, рассчитывайте свои возможности. При обычном движении по российским дорогам нет смысла снимать ограничения «максималки» в 250 километров в час, дополнительно форсировать двигатель.

Для езды на таких скоростях нужны специальные трассы, навыки спортивной езды. Лихачество на спортивных тюнингованных машинах в обычном дорожном трафике приводит к авариям.

Бывает ли полезный тюнинг — экспертиза ЗР

Лет пятьдесят назад, когда прилавки автомагазинов были стабильно полупустыми, любая диковинная штучка вызывала неизменный интерес покупателей. Избранные счастливцы покупали в валютных магазинах «Березка» чехлы на рулевое колесо, панорамные внутрисалонные зеркала и даже компасы на присосках. Все это казалось элементами небывалой крутизны, позволяющей выделиться из массы тебе подобных. А сегодня подобная мишура продается в любой палатке.

Что такое тюнинг?

Слово «тюнинг» (tuning) в переводе с английского означает «настройка». Все правильно — владелец настраивает автомобиль под себя. К примеру, давным давно автолюбители устанавливали нестандартные жиклеры в карбюратор, стараясь получить в итоге либо больше мощности, либо улучшить экономичность. Это тоже был тюнинг, хотя само слово в те времена еще не было распространено. Вообще, все, что привнесено в автомобиль нестандартного, то, что не было установлено на конвейере, подходит под понятие «тюнинг».

Сегодня это явление фактически разделилось на две части. К первой относятся те изменения автомобиля, которые, скорее всего, не вызовут нареканий со стороны властей. А вот вторая, напротив, может помешать вам пройти инструментальный контроль, спровоцирует долгую и сложную беседу с автоинспектором на дороге, а то и вовсе лишит водительского удостоверения на довольно длительный срок. Кроме того, если такая машина попадет в серьезное ДТП, то найденные во время экспертизы существенные изменения в конструкции, не зарегистрированные в установленном порядке, сыграют против владельца.

Тюнинг опасный (недопустимый)

Ответ на вопрос, какой же тюнинг можно признать безусловно опасным и потому недопустимым, дают нам Правила дорожного движения. Помните, с неисправностями каких систем автомобиля нельзя не только «следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности», но и вообще начинать движение? Правильно, рулевая и тормозная системы, а также тягово-сцепное устройство. Вот и получается, что, внося любые изменения (затюнинговав) одну из этих систем, мы лишаемся права выезжать на дороги общего пользования. Примерами опасного тюнинга можно назвать применение любых нестандартных деталей и узлов в рулевом управлении и тормозной системе. Недопустимо менять рулевые механизмы (включая самостоятельную установку усилителей любого типа) и сам руль. Такой тюнинг может привести к внезапной потере управления машиной. А еще нестандартный руль способен травмировать водителя при аварии.

С тормозами также шутки плохи. Те, кто самостоятельно ставят дисковые тормозные механизмы на заднюю ось, подвергают недопустимому риску на дороге свою и чужую жизни. Нестандартные тормозные механизмы могут изменить баланс тормозных усилий на колесах во время торможения, что спровоцирует занос. Кроме того, тормозные шланги, идущие к механизмам, придется проложить иначе: при этом предельный ход подвески может оказаться чрезмерным и шланги оборвутся.

В теории, проделав все вышеописанные работы, можно отправиться в сертификационные органы для проведения испытаний и получить заключение о безопасности такой переделки. Но даже добираться туда придется на эвакуаторе!

Тюнинг допустимый

Самые безобидные преобразования, как правило, кроются внутри салона. Технический регламент запрещает нам менять рулевое колесо и другие основные органы управления, а также ремни безопасности и сиденья. Зато освещение салона, «музыка», дополнительные приборы и маршрутные компьютеры, парктроники, модифицированные зеркала, любые обивки и чехлы сидений, коврики, подлокотники, тумблеры и ленты с подсветкой условно можно считать безобидным развлечением.

А вот тюнинг внешний весьма ограничен. Тут, правда, в лучшем положении оказываются владельцы старых автомобилей, снятых с производства. Им, в частности, разрешено устанавливать светотехнику от других моделей. При этом владелец машины, которая по-прежнему производится, не может сделать снаружи почти ничего без сложного процесса сертификации. И тут сразу надо разделить всех тюнинговщиков на тех, кто готов пройти горнило сертификационных испытаний и внесение изменений в документы на автомобиль, и на тех, кто действует втихую. Например, практически незаметна небольшая «игра» с размерами колесных дисков и шин — особенно если на данный автомобиль заводчане ставили несколько вариантов размеров.

Незначительное изменение вылета дисков, скорее всего, останется незамеченным. Небольшой лифт подвески (не более 20–30 мм) тоже никого не заинтересует — разумеется, кроме случая, когда вы приедете устранять неисправность этой самой подвески по гарантии к официалам. Впрочем, многие добрые люди занижают автомобиль аж миллиметров на 100 — им нужно транспортное средство, высекающее искры изо всех «лежачих полицейских».

Еще можно оклеить часть автомобиля пленкой. Это сделает автомобиль заметнее на дороге и, возможно, отпугнет угонщиков, если модель вашего автомобиля пользуется у них спросом. Нет, можно, конечно же, оклеить и всю машину, но тогда — прозрачной пленкой. Главное, чтобы площадь оклеенной другим цветом внешней поверхности кузова не превысила 30%. Иначе придется обращаться в ГАИ для того, чтобы внести изменения в документы.

Еще одно направление тюнинга, которое очень трудно отследить, — это чип-тюнинг двигателя с целью повышения мощности. Если это явление не сопровождается бешеными звуковыми эффектами, то обнаружить его, скорее всего, представители власти не смогут. А вот как это отразится на ресурсе двигателя и всей трансмиссии, зависит от конкретной версии прошивки.

Очень популярен тюнинг светотехники путем замены ламп накаливания на газоразрядные и светодиодные. Ставить неродные лампы в фары не советуем: это чревато нехорошими последствиями — вплоть до лишения прав (ст. 12.5 КоАП РФ). А вот в задних фонарях светодиодные лампы зачастую разглядеть невозможно, зато они обеспечивают некоторую экономию энергии и завидное быстродействие, что особенно важно для стоп-сигналов.

Полезным можно считать тюнинг, связанный с доводкой электрики автомобиля:

  • красиво подвести под обивкой провода к видеорегистратору, навигатору и радар-детектору
  • установить дополнительную розетку для пассажиров заднего сиденья
  • организовать подсветку перчаточного ящика
  • усовершенствовать освещение багажника

Все это улучшает потребительские качества недорогих автомобилей. Но надо помнить, что все вновь проложенные электрические цепи должны быть защищены предохранителями, соответствующими силе тока.

Тюнинг без границ

Есть фанатичные любители изменять свой автомобиль, для которых строгость сертификационных органов не является препятствием. К таковым по нынешним законам можно отнести:

джиперов, которые ради проходимости своих автомобилей готовы на все. Лифтовка, установка лебедки, внедорожных шин нестандартной размерности. В лексиконе таких автолюбителей еще присутствуют шноркели, веткоотбойники, силовые бамперы, блокируемые дифференциалы и проч. Все эти меры требуют обязательной сертификации. Однако большинство джиперов законопослушны и порой, изготовив уж совсем экстремальный внедорожник, доставляют его до места off-road-покатушек на трейлере;

стритрейсеров, которые используют машины заряженные, заниженные, часто с измененной системой выпуска отработавших газов и поэтому шумящие сверх меры. А вот дисциплиной зачастую такие автовладельцы не отличаются;

без вины виноватых! Кто это такие? К сожалению, по нынешним законам те, кто установил прицепное устройство или газобаллонное оборудование несколько лет назад, теперь стали «персонами нон грата» на наших дорогах. Без внесенных в ПТС и СТС записей об установке этих устройств невозможно будет официально получить диагностическую карту, да и продать такую машину сложнее;

ценителей автозвука. Немереные децибелы хороши на соревнованиях по этому самому автозвуку. А вот когда один такой участник окажется в вашем дворе? Да еще и после полуночи, да посолирует немного… В общем, всему свое время и свое место;

тюнингистов-предпринимателей. Разного рода удлиненные автомобили на свадьбах и прочих праздниках могут приносить неплохой доход, поэтому растягивают всё — от джипов до некрупных легковушек. Такие переделки тоже следует узаконить, прежде чем выезжать на дороги общего пользования;

владельцев ретроавтомобилей, которые восстановлены не аутентично, а с применением всяческих современных штучек. Если на старый автомобиль ставят узлы от других машин, то он перестает быть просто ретромобилем. Все расчеты, пусть даже выполненные конструкторами 70 лет назад, в такой «сборной солянке» уже не работают. Творите, конечно, но не забывайте, что придется пройти утомительнейший процесс сертификации, чтобы выехать на дороги общего пользования.

Антитюнинг

В жизни автолюбителей встречается вариант, когда вы приобрели подержанный автомобиль с доработками. Тут сразу надо определиться, совпадают ли идеи и цели тюнинга прежнего владельца с тем, что нужно от автомобиля вам. Например, прежний владелец — страстный меломан, установивший достаточно дорогую и качественную «музыку». Важно, чтобы при продаже он не вынул один из важных компонентов, отсутствие которого расстроит весь ансамбль.

Порой приходится идти на демонтаж элементов тюнинга, сделанных предыдущим владельцем, чтобы не иметь претензий со стороны ГИБДД. Например, растонировать как ветровое стекло, так и стекла передних дверей. Удалить нештатный ксенон из фар, а возможно и демонтировать незарегистрированную газобаллонную аппаратуру, если не хотите заниматься ее официальным оформлением.

Читайте также  Качество записи видеорегистратора

Дешевка (бесполезный тюнинг)

О дурацком, с нашей точки зрения, тюнинге мы недавно уже рассказывали. Все-таки автомобиль — это не новогодняя елка, а потому, к примеру, гибкий светящийся кабель для затыкания щелей в салоне ему точно не нужен.

Сюда же относятся огромные ароматизаторы на передней панели, светящиеся колпачки на колесах, наклейки а-ля спорт, мешающие нормальному обзору, антикрылья и прочие спойлеры, чужеродные дешевенькие фигурки-маскоты на капоте и, к сожалению, многое другое. Водители подобных автомобилей вряд ли осознают, насколько убого все это смотрится.

К сожалению, в большинстве случаев результат тюнинга разочаровывает — если не владельца, то окружающих. Кстати говоря, продать «навороченную» машину обычно гораздо сложнее, чем обыкновенную «золушку»: хозяин прекрасно помнит о потраченных средствах и, конечно же, хочет компенсировать потери. А покупателю до этого, как правило, нет дела…

Всех, кто готов привести примеры заведомо полезного тюнинга автомобиля, приглашаем поделиться своими соображениями.

Разъяснения по новым правилам тюнинга автомобилей в 2021 году

С 1 февраля 2021 года в России вступила в силу новая редакция постановления правительства №413 о правилах внесений изменений в конструкцию транспортных средств. Новые правила коснулась не только тюнинга автомобилей, но и обычных вещей, как фаркопы, багажники на крышу, ГБО и т.д. Журнал «За Рулем» дали разъяснения новым правилам с адвокатом Коллегии адвокатов «Инконсалт» Михаилом Тарасовым. Сайт Лада.Онлайн уточнил, как новые правила скажутся на установку оригинальных аксессуаров LADA.

Что изменилось?

Речь идет не о запрете, а о необходимости регистрировать все изменения в конструкции автомобиля по-новому. Без одобрения лабораториями и регистрации все изменения будут считаться незаконными.

  • С 1 февраля начали действовать новые нормы внесения изменений в конструкцию автомобилей и других транспортных средств.
  • С 1 июля 2021 года станут законными методы экспертизы и испытаний, прописанные в ГОСТе 33670–2015.

Таким образом, до 1 июля 2021 года нет никаких методик для определения безопасности внесенных изменений. Это означает, что у контролирующих и надзорных органов до 1 июля нет нормативной и методологической основы для принятия решения об отказе выдачи разрешения о регистрации изменений в конструкцию автомобилей.

Какой тюнинг и доработка являются незаконными?

Штрафы за нарушение этих требований составляют 500-800 рублей. В случае повторного нарушения 5000 рублей и возможно лишение водительских прав на срок 1–3 месяца. Если выявленные инспектором неисправности не будут устранены в течение 10 дней, регистрация транспортного средства прекращается.

Какой тюнинг и доработки могут быть установлены

Испытывать и регистрировать придется всё, что считается компонентом автомобиля. Это:

  • подвеска и любые ее компоненты
  • рулевое управление и рулевое колесо
  • сиденья водителя и пассажиров
  • внешняя световая оптика, включая подсветку номерных знаков
  • бамперы
  • выхлопная система и ее компоненты, кроме декоративных насадок на патрубки
  • ксеноновые лампы
  • галогеновые лампы накаливания нестандартного света
  • любые спойлеры
  • нестандартные пороги
  • нестандартные колесные арки
  • подкрылки
  • дополнительное внешнее освещение
  • багажник на крыше
  • колесные проставки
  • газобаллонное оборудование
  • «кенгурятники»
  • лайтбоксы на крыше
  • мониторы для трансляции рекламы
  • «плавники»
  • фаркопы
  • лебедки
  • тюнинг двигателя ( чип-тюнинг, расточка и прочие доработки)
  • колесные диски (должны соответствовать типоразмерам, заявленным автопроизводителем именно для этой модели)

Легальность изменений конструкции ТС с 1 июля будут оценивать в соответствии с ГОСТ 33670–2015 .

Разъяснения по отдельным элементам тюнинга

Разъяснения от «За Рулем» по отдельным доработкам/тюнингу:

Про размер колес: Информация о том, какой размер колес можно использовать содержится в руководстве по эксплуатации и документах, оформляемых при сертификации автомобиля перед началом продаж в стране — ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) и СБКТС (Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Более подробные разъяснения.

Про багажник на крыше: Запрет касается только самодельных багажников. К владельцам автомобилей с багажниками заводскими, серийного производства, сертифицированными производителями, вопросов не будет. Тем более это быстросъемная конструкция, а не переоборудование автомобиля.

Про ТСУ (фаркоп): Это тоже быстросъемная конструкция. К ним предъявляются определенные требования, но если изделие заводское и сертифицированное, претензий к владельцу автомобиля быть не должно. Более подробные разъяснения.

Про светодиодную подсветку номерных знаков. Пункт 3.4 запрещает установку рассеивателей и ламп, не соответствующих типу данного светового прибора. Так что, если производитель предписал использовать в подсветке номера, например, лампы накаливания W5W 12V 5W, другие ставить нельзя.

Про установку сидений от другого автомобиля: Зависит от того, какой автомобиль и какие сиденья. Такая замена может считаться переоборудованием, но вы имеете на нее право, если предоставите документы о безопасности сидений и возможности их установки на ваш автомобиль. Работы должны быть выполнены в специализированной мастерской (автосервисе) и зарегистрированы в ГИБДД.

Про запаску снаружи: В ГОСТ 33670–2015 есть пункт А.26.10, указывающий, что запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных изготовителем.

Про нештатный глушитель (паук и пр.): ГОСТ 33670–2015 (п. А. 23.2) указывает, что не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов. Также регламентируются предельные уровни шума выпуска двигателей ТС, а машины с «прямотоками», как правило, очень громкие.

Про чип-тюнинг двигателя: Прямого запрета на него по-прежнему нет. Главное, чтобы блоки электронного управления двигателем не имели видимых повреждений и содержание вредных выбросов в выхлопных газах не превышало норму.

Про брызговики, которых нет с завода: Перечень неисправностей запрещает эксплуатацию, если на автомобиле отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики. Но если присутствуют не предусмотренные — это не нарушение. Во всяком случае, не прямое. Вряд ли инспекторы будут канителиться с вами по такому сомнительному поводу.

Про нештатную магнитолу и сабвуфер (Teyes и пр.): Можно, но не всегда (см. разъяснения).

Про нештатный руль (спортивный и пр.): В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, тип рулевого колеса не регламентируется, в отличие от люфтов, перемещения узлов и деталей, резьбовых соединений, наличия или отсутствия усилителей рулевого управления или рулевых демпферов, устройства фиксации рулевой колонки. Так же как и в ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Там записано, что рулевое колесо не должно захватывать часть одежды или ювелирные украшения водителя, крепежные болты руля к ступице не должны выступать, можно использовать руль с металлическими спицами (закругленными) — и это всё.

Однако при этом в Перечне есть пункт 7.18, который гласит, что эксплуатация может быть запрещена, если «в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации». И этот пункт для гаишников — на все случаи жизни. Впрочем, они должны еще доказать, что вы действительно внесли изменения в конструкцию транспортного средства.

Про установку ГБО: Как и раньше переделку придется регистрировать в ГИБДД (через экспертизу в НАМИ или в других экспертных компаниях).

Про ветровики (боковые дефлекторы): Устанавливать можно. Но, по ГОСТ 33670–2015 (А.16.6), они должны быть не загнуты к кузову так, что их края не могут соприкоснуться с шаром диаметром 100 мм (представьте большой елочный шар), и имеют радиус закругления кромок не меньше 1 мм. Сложно? Это не ваша проблема, а экспертов, если им вдруг придется доказывать нелегальность ваших дефлекторов.

Про накладки на кузов (мухобойка и пр.): Прямого запрета на использование накладок, дефлекторов и тому подобного нет, однако в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, есть тот самый универсальный пункт 7.18 о внесении изменений в конструкцию. У инспектора возникли претензии? Предложите ему объяснить, где он видит изменения конструкции, и показать документ, в котором содержится запрет на такие аксессуары. В любом случае, прежде чем ставить что-то нештатное на автомобиль, нужно тысячу раз подумать: а действительно ли оно нужно, и проверить это «что-то» на отсутствие нарушений по Перечню и ГОСТу. Без «мухобойки» уж точно можно обойтись: пользы от нее никакой, а красота сомнительная.

Лифт подвески. Проставки для увеличения дорожного просвета являются компонентами транспортного средства, их установка возможна при условии, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Тягово-сцепное устройство (фаркоп). Устанавливаемые на транспортные средства компоненты, в том числе тягово-сцепное устройство, должны соответствовать требованиям технического регламента, в том числе в отношении маркировки. Установка ТСУ на транспортное средство в случае, если в одобрении типа транспортного средства указано, что «буксировка прицепа не предусмотрена», является недопустимым внесением изменений в конструкцию ТС.

Лебедка и холодильно-обогревательное оборудование. Установка лебедок и холодильно-обогревательного оборудования является внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Возможность данной установки и соответствие данного оборудования другим техническим регламентам рассматриваются аккредитованной испытательной лабораторией в соответствии с действующим порядком внесения изменений в конструкцию ТС. Для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства (ССКТС) требованиям безопасности заявитель должен предоставить документацию, подтверждающую соответствие усовершенствованного транспортного средства требованиям безопасности.

Колеса большего радиуса. При установке на транспортное средство колес размерности, не предусмотренной заводом-изготовителем, безопасность транспортного средства должна быть подтверждена протоколом испытаний на устойчивость, тормозные характеристики и показания спидометра. Шины, устанавливаемые на транспортное средство, должны соответствовать категории скорости, указанной в «Одобрении типа транспортного средства».

Переоборудование под перевозку грузов. При внесении изменений в конструкцию ТС, связанных с установкой самосвальных и бортовых кузовов, цистерн, тента, необходимо предоставление документации, подтверждающей соответствие транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Легкосъемные компоненты. Установка на транспортное средство легкосъемных компонентов, таких как крышка грузового отсека для пикапа, багажник на крышу автомобиля, не требует получения ССКТС в случае, если данные компоненты являются легкосъемными, установлены в соответствии с инструкцией по установке или эксплуатации компонента и возможность их использования отражена в эксплуатационной документации транспортного средства.

Тюнинг обвес. Чтобы законно ездить на автомобиле с тюнинг обвесом нужно получить решение о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства в ГИБДД. Чтобы перерегистрация прошла успешно нужно иметь на руках декларацию о соответствии от производителя тюнинг обвеса.

Что одобрено к установке по ОТТС

Одобрение типа транспортного средства — свидетельство, подтверждающее соответствие автомобиля определенным требованиям ТРТС 018/2011, устанавливающего на территории стран ЕАЭС стандарты относительно всех колесных транспортных средств.

Номер ОТТС указан в ПТС вашего автомобиля:

Найти ОТТС можно на сайте gost.ru, используя форму поиска . Для поиска достаточно указать первые пять символов VIN номера, а затем звездочку (XTAGF*).

Наиболее важная информация находится в конце документа, где указывается допустимые шины и оборудование транспортного средства:

Касается ли это оригинальных аксессуаров?

Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:

Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.

Читайте также  Электронный блок управления двигателем

Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.

Может ли инспектор на дороге оштрафовать за тюнинг?

Возить с собой сертификаты на багажники и фаркопы и предъявлять их сотрудникам ГИБДД вы не обязаны, но на всякий случай…

Где купить оригинальные аксессуары для LADA:

Ключевые слова: новые законы и правила

Поделиться в социальных сетях:

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..

Как и где можно сделать тюнинг автомобиля

Покажи мне свой автомобиль, и я скажу, кто ты – переделанное изречение как нельзя лучше отражает истинное положение дел. Четырехколесный друг может очень много рассказать о своем владельце. Если рассматривать тюнинг с практической точки зрения, то его прямая задача – улучшить машину. Сделать мощнее, экономнее, послушнее и красивее. При более глубоком подходе появляется еще одна важная цель – выделить автомобиль из сонма других. И через это раскрывается третий момент: тюнинг – это своеобразный способ самовыражения, проводник и выразитель мировоззрения автовладельца. Что он выберет? Спортивный шик и гоночные характеристики или респектабельность и комфорт? Подчеркнутую брутальность или сдержанную элегантность? В любом случае тюнинг позволяет подогнать автомобиль под вкусы и требования хозяина, остается только решить вопрос, где и каким образом воплотить задуманное.

Что считается тюнингом автомобиля

Условно можно выделить несколько направлений доработки автомобиля – увеличение мощности двигателя, модернизация ходовой части, чип-тюнинг, апгрейд салона и изменение экстерьера.

В первом случае речь идет об усовершенствовании двигателя (замена деталей или самого мотора), установке дополнительных систем – турбонаддува, компрессора. Также монтируют новую выхлопную систему, используют более эффективные устройства – свечи, впрыск воды, озонатоы и т. д.

Тюнинг ходовой части предполагает установку более эффективных амортизаторов, жестких пружин, замену поперечных стабилизаторов и рычагов подвески. Встречается монтаж пневматической или гидравлической подвески. Сюда же можно отнести доработку тормозной системы и замену дисков.

Замена, перепрограммирование и настройка блоков управления с целью увеличения мощности и экономии топлива – это сфера деятельности чип-тюнинга. Имеет ряд нюансов и требует вмешательства специалиста. Поэтому лучше обращаться в проверенные компании.

Салонный тюнинг включает в себя перетяжку различными материалами, замену приборной панели, установку аудиосистемы и дополнительного освещения, систем подогрева и вентиляции. В редких случаях осуществляется полная замена сидений.

К внешнему тюнингу можно отнести установку аэродинамического обвеса (спойлеров, диффузоров и т. п.), замену бампера, расширение кузова, монтаж порогов. На внедорожниках часто крепят кенгурятники, багажники на крыше, лебедки. Сюда же можно отнести замену фар, установку дополнительного освещения и покраску.

Для чего нужен тюнинг

Несомненным преимуществом тюнинга является улучшение технических характеристик автомобиля. Увеличение мощности двигателя, более мягкий ход, улучшенный контроль движения при заносах и на мокрой дороге, а также повышение комфортабельности и привлекательности машины. Доработка транспортного средства позволяет не только выделить его среди тысяч подобных, но и значительно увеличить его стоимость, что актуально для тех, кто часто меняет машины. Дополнительный плюс – повышение уровня безопасности водителя и пассажиров. Эффективные тормозные колодки или, например, усиленный бампер могут спасти жизни при аварии, а установленная на внедорожник лебедка – выручить автомобиль при застревании.

Что запрещено правилами ГИБДД

Парадокс в том, что на данный момент все изменения, вносимые в конструкцию автомобиля после его выпуска, и не зарегистрированные в ГИБДД, запрещены. В 2019 году вступил в действие законодательный акт, в котором прописаны правила автомобильного тюнинга. Под обтекаемую формулировку «не соответствует требованиям безопасности» попадают почти все виды доработки транспортного средства. Вот некоторые из них:

  • Лобовая тонировка. Оклеенное переднее стекло – это верный путь к штрафу. Единственное, что может сделать владелец – нанести тонированную полосу шириной 14 см в верхней части стекла. Затемнение боковых стекол должно составлять не более 75%. При этом замер показателей должен производиться в районе зеркал, в противном случае составленный протокол можно обжаловать. Заднее стекло тонировать не возбраняется.
  • Модернизация освещения за счет установки фар и подсветки иного, кроме разрешенного, цвета. Нельзя использовать для передней оптики красные и синие светодиоды. Допускаются огни белого, желтого, оранжевого цвета. Красные только для задних фонарей. Разноцветная подсветка днища приведет к штрафу.
  • Если фары не предусмотрены для установки ксеноновых ламп, то лучше использовать стандартные источники освещения. Или приобрести сертифицированные фары (они маркируются литерой T), которые также потребуют монтажа дополнительных устройств – омывателя и корректора.
  • Замена элементов управления. Несанкционированная установка спортивного руля и доработка тормозной системы влекут за собой серьезное наказание, вплоть до запрета передвижения по общественным дорогам. На гоночных трассах, автодромах и закрытых треках – пожалуйста. Но на улицах или трассах это будет поездка до первой проверки ГИБДД.
  • Установка или багажника на крыше или кенгурятника. Есть автомобили, конструкция которых предусматривает монтаж дополнительных приспособлений, например, внедорожники и специализированные транспортные средства. Во всех остальных случаях самовольная установка деталей приведет к проблемам.
  • Монтаж прямоточного глушителя. По закону уровень шума легкового автомобиля не должен превышать порог в 96 дБ. Конструкция стандартной выхлопной трубы обеспечивает снижение шум-фактора, а вот прямоточная такой возможности лишена, и показатель шума возрастает до 110-120 дБ. Что воспринимается человеческим ухом как оглушительный рев.

И многое, многое другое. По сути, все что касается изменения ходовой части, салона, внешнего облика и даже чип-тюнинг – запрещено, если только элементы доработки не сертифицированы под конкретный автомобиль или на них не получено разрешение ГИБДД. Получается, что единственный способ провести апгрейдинг и не страдать при каждой проверке – зарегистрировать тюнинг в официальных органах выбирать при этом детали строго под конкретную модель.

С чего начать тюнинг автомобиля

По правилам, которые действуют с 2019 года, на любое внесение изменений в автомобиль нужно получить разрешение в ГИБДД. Процесс это длительный, требующий терпения, времени и средств. Если не пугают бюрократические сложности, то потребуется сделать следующее:

  1. Составить список изменений, которые планируется внести, и в каждом пункте подробно расписать нюансы – что, как, куда и зачем.
  2. Отнести документ в специализированный техцентр или испытательную лабораторию (при этом следует убедиться, что она имеет лицензию на данный вид деятельность). Эксперты на основании плана должны дать заключение, возможна ли подобная доработка и будет ли автомобиль соответствовать требованиям безопасности. В заключении также должны быть указаны сведения о транспортном средстве, характеристики, номер, регистрационный знак и данные о самой лаборатории.
  3. Полученное заключение необходимо предоставить в отделение Госавтоинспекции. Вместе с ним подается заявление владельца о выдаче разрешения на проведение тюнинга. Если нет оснований для отказа, разрешение выдается.
  4. С планом работ и разрешением владелец автомобиля обращается в тюнинговую компанию и становится счастливым обладателем обновленной машины. После этого она должна пройти техосмотр в той же организации, в которой давалось заключение предварительной экспертизы. И получить протокол проверки безопасности ТС после доводки.
  5. Протокол предоставляется в то же отделение ГИБДД. Вместе с ним подается заявление о выдаче свидетельства. После проверки документов и тюнинга выдается свидетельство.
  6. В течение 10 дней после его получения нужно занести новые данные в СТС в соответствующем отделе регистрации ГИБДД.

Госавтоинспекция может отказать в выдаче разрешения на тюнинг, если автомобиль не зарегистрирован, находится под арестом или числится в угоне. Основанием для отказа могут стать неполный комплект документов, признаки их подделки, а также сомнение в компетентности организации, выдавшей заключение.

Где можно сделать тюнинг авто

На данный момент в каждом городе имеются автомастерские, которые могут оказывать услуги по доработке двигателя, салона или внешнего облика машины. Одним из ярких представителей является компания Renegade Design, которая специализируется на создании агрессивных обвесов и элементов внешнего тюнинга.

Некоторые умельцы способны самостоятельно внести изменения в автомобиль. Но есть отдельная категория фирм, которые занимаются доводкой транспортных средств на профессиональном уровне – тюнинг-ателье.

По сути, тюнинг-ателье – это специализированные мастерские, в которых производится доработка заводских авто. Отличаются наличием высококвалифицированных специалистов. Некоторые из ателье представляют собой крупные компании с мировым именем, обладающие собственным производством по изготовлению тюнинг-комплектов, и даже собственных автомобилей. Большинство из них профилируются на конкретные марки. Например, TRD – японское тюнинг-ателье, подразделение знаменитого завода Toyota, занимается доработкой марок Toyota и Scion. Американская компания STR занимается созданием более мощных и продвинутых моделей Chrysler, Jeep, Dodge. Также существуют компании, которые специализируются на определенном виде работ. Например, российская фирма Morendi известна своим чип-тюнингом, заменой и настройкой блоков управления.

Среди компаний, производящих обвесы для автомобилей премиум-класса, большой популярностью пользуется Renegade Design. Она создает уникальные аэродинамические тюнинг-комплекты и кованые диски, которые отличаются высоким качеством. Уверенность в разработанных изделиях настолько велика, что на всю дизайнерскую продукцию предоставляется гарантия 5 лет. Это, кстати, огромное преимущество тюнинг-ателье. Они оснащаются необходимым оборудованием, отвечают за качество выполняемых работ, имеет гибкую ценовую политику и возможность оформить рассрочку или кредит. Еще один плюс в том, что представительства крупных автомастерских имеются во многих регионах.

Как сделать тюнинг самостоятельно

Некоторые доработки автомобиля можно выполнить самостоятельно, при наличии места, инструментов, а главное – умелых рук. Но следует помнить, что тюнинг не должен затрагивать детали с идентификационными номерами, снижать технические, эксплуатационные характеристики и кардинально менять внешний облик автомобиля. Что можно сделать в домашних (гаражных) условиях:

  • затонировать стекла;
  • заменить рулевое управление;
  • перетянуть сиденья;
  • установить светодиодную подсветку;
  • оклеить кузов или детали виниловой пленкой;
  • заменить бампер;
  • модернизировать двигатель;
  • заменить тормозные колодки.

Плюсом самостоятельной деятельности по улучшению своего автомобиля является относительно невысокая стоимость работ. К тому же для некоторых автовладельцев это настоящее хобби, способ проявить креативность и даже расслабиться. Но все-таки в большинстве случаев имеет смысл обратиться к специалистам, чтобы не пришлось потом переплачивать за исправление ошибок, промахов, недочетов и незапланированных осложнений.

Где и как делать тюнинг, разумеется, решать только автовладельцу. Будет ли это самостоятельная работа, обращение в обычный автосервис или в специализированное тюнинг-ателье. Какие именно будут вноситься изменения, сколько будет потрачено средств, и как производится оплата. Главное, чтобы все было в рамках закона и дало свои результаты. Если помнить, что тюнинг в первую очередь нацелен на улучшение характеристики автомобиля, то удастся избежать лишних расходов. Однако если целью является именно эпатирование окружающих внешним видом машины, то и здесь остается пожелать удачи. Потому что тюнинг должен быть в радость и никак иначе.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: