Эволюция колесных дисков - FORD-URAL.RU

Эволюция колесных дисков

История автомобильного колеса

Статья об истории создания и эволюции автомобильного колеса — экскурс в историю, стальные и литые изделия, взгляд в будущее. В конце статьи — интересное видео о создании колеса. Статья об истории создания и эволюции автомобильного колеса — экскурс в историю, стальные и литые изделия, взгляд в будущее. В конце статьи — интересное видео о создании колеса.

Не секрет, что такое изобретение, как колесо, является важнейшим атрибутом нашей жизни. Но мало кто знает, что первые колеса появились много тысячелетий назад и служили для лепки горшков и других изделий. После появления подобного предмета в обыденном обиходе жизнь людей стала более комфортной и продуктивной. Колесо послужило своеобразным катализатором, подтолкнувшим человека к новым плодотворным открытиям. Какова же А история создания автомобильного колеса?

Немного истории об автомобильном колесе

Путём продолжительных исследований учёным удалось определить дату пояления первого колеса. Считается, что это произошло примерно 3500 лет до нашей эры, а родиной его стала Месопотамия, на территории которой сейчас расположен Ирак. Но лишь через несколько столетий, в 3200 году до нашей эры, изобретение начали применять как неотъемлемую часть транспортных средств. Именно в те времена появились первые «месопотамские» колесницы.

Но, скорее всего, в те далекие времена его заменяли обычные бревна и овальные предметы, которые устанавливались под крупные (например, под тушу мамонтов, камни, деревья) для более продуктивной транспортировки. Принцип действия такой технологии был простой: после перемещения объекта на небольшое расстояние очередной ролик укладывали спереди. В результате предмет медленно, но двигался.

Потом люди изобрели новое транспортное приспособление, которое подразумевало соединение двух бревен по краям крупной деревянной платформы. К сожалению, изобретение не оправдало себя из-за многих недостатков и плохой износостойкости.

Через 1500 лет произошло ещё одно изменение в жизни колеса. Перед людьми встала задача создания эффективного приспособления для более быстрой транспортировки грузов и экономии расходуемого материала. В результате появились колеса со спицами. Ученые считают, что родиной колесниц является Древний Египет, но модернизированную версию деревянного изделия нашли и в Греции.

Первый вариант полноценного стального колеса был найден на территории, которую больше 3 000 лет назад населяли племена кельтов. Но в понимании «металлическое» подразумевается стальной круг, а спицы по-прежнему делали из дерева, пока Ф. Бауэр не представил прототип металлических спиц. В их качестве использовалась железная проволока повышенной прочности, проходящая сквозь обод. Для обеспечения хорошего баланса спицы плотно натягивали. Аналогичные изделия до сих пор применяются на велосипедах.

Ещё одно очень важное открытие произошло в 1845 году, когда Р. В. Томсон зарегистрировал патент на первую пневматическую шину для автомобилей. Идею усовершенствовали в конце 19 века, и вскоре такое изобретение появилось на всех велосипедах тех времен. Твёрдая резина усиливала сцепление транспортного средства с дорогой, делая перемещение комфортным и быстрым. Именно в этот период эволюция колеса вышла на совершенно новый уровень.

Колеса для автомобилей

Начиная с 19 века, в развитии науки и техники произошла настоящаа революция. Открытия в разных научных областях заставляли людей искать более оптимальные решения для перемещения. Тогда появились первые прототипы полноценного автомобиля. После выпуска легендарного транспортного средства под названием Motorwagen в 1885 году создатель патента Карл Бенц начал усиленно заниматься разработкой подходящих колес для своей машины. Его трёхколесный автомобиль получил велосипедные колеса, оборудованные более жесткой, не пневматической резиной.

Пневматическую версию представили знаменитые братья Андре и Эдуард Мишлен, которые через некоторое время, стали основателями компании с одноименным названием. Кстати, её продукция пользуется спросом до нашего времени. Кроме того, в1910 году сотрудники компании BF Goodrich реализовали выпуск первых высококачественных шин с большим эксплуатационным сроком и отличной износостойкостью. При производстве в резину добавили определенное количество углерода. Вскоре технологию стали использовать и другие производители автомобильных шин.

На далёком Западе долгое время применялись деревянные колеса от артиллерии, но в середине 20 века их сменили сварные спицевые конструкции. Они устанавливались на автомобилях серии Ford T. И если сравнивать ситуацию с европейскими странами, где большим спросом по-прежнему пользовались жесткие покрышки от Мишлен, то Америку покорили пневматические разработки Данлопа. Но используемые в те времена покрышки существенно отличались от современных — их производили из белой резины Carbonless, а срок службы редко превышал расстояние в 3-3,5 тысячи километров. Но после прохождения 40-60 километров шины нуждались в срочном и долгом ремонте, т.к. их поверхность быстро лопалась или прокалывалась.Как ни странно, но следующий рывок в эволюционном развитии колес имел сходства с ранее существующей твердой конструкцией. Это объяснялось необходимостью снизить расходы за счет использования изделий из стали. Оправу изготавливали из полосы металла, а диск — из листового металла, который выбивали с помощью прессового оборудования. Затем два элемента приваривали друг к другу для создания лёгкого и устойчивого к интенсивным нагрузкам изделия. Основным плюсом такой технологии стала быстрота, что позволило выпускать колеса в крупных масштабах. Применение автоматизированного производственного оборудования сделало процесс изготовления доступным и массовым.

В настоящее время существует две разновидности автомобильных колес:

    Колеса из сплавов — литые;

  • Стальные.
  • Оба вида колес имеют свои плюсы и минусы.

    Стальные колеса

    Стальные колеса применяются на протяжении долгих лет с момента запуска массового автомобилестроения, и до 80-х годов прошлого века они не имел эффективной альтернативы. Диски изготавливаются на основе прямого куска стали, который поддаётся воздействию пресса для формирования двух половинок будущего колеса. После этого отдельные части соединяются между собой точечной сваркой. В завершении остаётся добавить защитное антикоррозийное покрытие, и всё – диск готов!

    Плюсы стальных дисков:

      Основной плюс подобной технологии заключается в невысокой стоимости. Средняя цена изделия отечественного производства равна 500-100 рублей;

    Превосходные пластичные свойства, из-за чего диск принимает всю энергию при столкновении с препятствиями, например, во время езды по пересеченной местности, на себя, снижая воздействие на подвеску и покрышку;

    Ремонтопригодность. Даже сильно деформированный стальной диск можно быстро восстановить. Достаточно провести рихтовку конструкции, и её можно будет использовать снова;

  • Интенсивность краж стальных колес относительно невысокая.
  • Из минусов следует выделить:

      Внушительный вес. Применение стальных листов негативно сказывается на толщине металла, ведь если её уменьшить, износостойкость и прочностные показатели существенно упадут. Тяжелые колеса дают интенсивную нагрузку на автомобиль и вызывают усиленное потребление топлива.

    Непрезентабельный дизайн. Даже применение передовых производственных стандартов не позволяет придать конструкции уникальный дизайнерский вид. Приходится прикрывать некрасивую стальную конструкцию колпаками;

  • Непереносимость коррозийных процессов. В частности, такой показатель свойственен бюджетным моделям, выполненным по упрощённой технологии.
  • Литые диски

    При производстве автомобильных дисков из алюминиевых сплавов примеряется технология литья. Отливку проводят тремя различными способами:

    литьем под низким давлением;

  • литьем под противодействием.
  • Метод литья под низким давлением позволяет создавать удивительные конструкции с высоким качеством сборки и большим сроком службы, превосходящим кокильное литьё на 15-25%.

    Преимущества литых дисков очевидны:

      Отсутствие громадного веса и большой нагрузки на ходовую часть автомобиля. В результате рабочие свойства транспортного средства улучшаются, а интенсивность износа резины существенно падает. Также качественный литый диск предотвращает перегрев тормозных колодок;

  • Внешность дисков, выполненных с помощью технологии литья, впечатляет. Если дизайн колёс игрывает для вас важную роль, использование литых дисков — самое лучшее решение.
  • Недостатки включают в себя:

      Заметную хрупкость конструкции. Если автомобиль столкнётся с каким-нибудь препятствием, вполне вероятно, что диск расколется и станет непригодным для дальнейшего использования;

  • Недостаточно хорошие антикоррозийные свойства и образование гальванических пар со стальными элементами конструкции. По-особому это заметно в изделиях из магниевого сплава. Если защитное покрытие уменьшается, то процесс разрушения диска будет происходить намного быстрее.
  • Без сомнений, выполненные с учётом всех требований качества и безопасности диски обладают большим эксплуатационным сроком и надёжностью. Их устойчивость к воздействиям в виде столкновений, коррозии и т.д. максимальная.

    Взгляд в будущее на колеса для авто

    Хотя технологии постоянно развиваются, найти какие-то способы для модернизации автомобильных колёс достаточно сложно. Это объясняется тем, что диски давно получили свою завершенную форму. Тем не менее, некоторые производители подобной продукции продолжают усердно трудится над изготовлением новых колёс и созданием необычных футуристических концептов. В качестве примера можно взять экзотические прототипы от компании «Michelin».

    В 2006 году сотрудники известного бренда показали миру свою уникальную разработку — бескамерные колеса, изготовленные по совершенно новой технологии. Они не пневматические, так как полностью состоят из резиновых протекторов и эластичных спиц, которые поглощают удары и другие воздействия, снижая интенсивность износа колёс и подвески.

    Но масса преимуществ не исключает наличие недостатков. Главный из них заключается в ограничении допустимой скорости до 80 км/ч. После преодоления этого рубежа машина начинает сильно вибрировать.

    Читайте также  Воздушный фильтр на скутер

    Все же революционные бескамерные шины Michelin — это новое слово в мире автомобилестроительной отрасли. Но они станут актуальными исключительно для электрических автомобилей.

    Видео об истории создания колеса:

    История колеса, от его изобретения до его будущего

    Колесо- самое гениальное изобретение нашей цивилизации: История создания

    На протяжении многих веков человечество использует для изготовления различных керамических приспособлений глину. Вместе с тем, раньше в далекой истории практически в каждом доме стоял гончарный круг, колесо. Без него глина так и осталась бы просто природным материалом. Мы подумали, что именно гончарное колесо является той отправной точкой, с которой началась эволюция колеса. Что ж, давайте посмотрим на историю его создания и одновременно попробуем заглянуть в недалекое будущее.

    С чего началось изобретение колеса?

    Все исследователи сходятся во мнении, что первое колесо было изобретено в 3500 г. до нашей эры. Правда, это только приблизительная дата. Возможно, оно появилось и раньше. Но как бы оно там ни было, принято считать, что первое колесо появилось в Месопотамии, на территории современного Ирака. Вот только предназначалось оно не для транспортировки. Его использовали в бытовых целях. При этом примерно в 3200 г. до нашей эры начали появляться месопотамские колесницы. Какая же колесница без колес? Поэтому можно считать, что привычное в нашем понимании колесо было изобретено именно в тот период.

    И все же стоит уточнить, что первые округлые предметы, которые отдаленно напоминают колесо, уходят корнями аж в палеолит. Это около 15-750 тыс. лет назад. Опять же точную дату никто из историков назвать не может.

    Давным-давно для перемещения громоздких грузов на относительно большие расстояния использовались обычные бревна. На первый взгляд, революционный по тем временам способ, но у него был один существенный недостаток — требовалось подкладывать под бревна много каменных роликов, небольших колес. При этом они все время выскальзывали из-под бревен.

    Но древние люди решили эту проблему — они соорудили специальную платформу из досок. Им удалось закрепить на ней ролики таким образом, что давящий сверху груз не выталкивал их из-под досок, а, наоборот, прижимал к земле.

    Еще через 1500 лет наши предки додумались до следующей инновации — они оснастили колесо деревянными спицами. На такой шаг их подтолкнула военная необходимость. Не удивительно, что первыми, кто использовал колесо с деревянными спицами, были египтяне. Произошло это примерно в 2000 г. до нашей эры. Они применили его в своих знаменитых колесницах.

    А вот идея заключить колеса в металлические обода и тем самым уберечь их от быстрого износа, принадлежит кельтам. В 1000 г. до нашей эры они оснастили такими усовершенствованными колесами свои колесницы.

    Примечательно, что колеса, оснащенные спицами из дерева, оставались неизменными аж до начала 19 в. В то время изобретатель Ф. Бауэр запатентовал первые спицы, изготовленные из металла. Он просто взял длинную проволоку, продел ее много раз через обод колеса и закрепил на обоих концах ступицы. Классическим примером его изобретения является велосипедное колесо.

    Следующим прорывом в эволюции колеса стало изобретение шины. Идея ее создания принадлежит У. Томпсону, свое изобретение он запатентовал в 1845 г. Однако, в 1888 г. его разработку усовершенствовал шотландский ветеринар Д. Данлоп. Для изготовления шин он использовал твердую резину.

    Автомобильные колеса

    Настало время поговорить про колеса для машин. Считается, что их изобрел К. Бенц в 1885 г. Он создал оригинальное транспортное средство под названием Benz Motorwagen, которое тут же запатентовал. Колеса этого автомобиля были из твердой резины. Машина напоминала трехколесный велосипед. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.

    Если же продолжать тему резины, то первыми, кто додумался использовать ее в автомобильных целях, стали Андре и Эдуард Мишлен. Кстати, они основали знаменитую фабрику по изготовлению шин. В 1910 г. Б. Гудрич стал добавлять в резину углерод, что стало бесспорной революцией в изготовлении шин.

    Что же касается легендарной модели машин Ford T, то они комплектовались деревянными колесами, которые раньше использовались для транспортировки артиллерийских снарядов. Однако этому автомобилю не удалось поставить Америку на колеса. Данной цели достиг Д. Данлоп, который изобрел пневматические шины. При этом они сильно отличаются от тех, которыми комплектуются современные автомобили, так как они имели крайний малый срок службы — проехать на них можно было лишь 3,5 тыс. км, и то их требовалось постоянно латать после 80-90 км. пробега.

    Как это парадоксально ни звучит, но следующим этапом в эволюции колеса стало изобретение диска. Как и многие другие вещи в истории, его появление было обусловлено более низкими производственными затратами. Обод может быть легко преобразован в прямую полосу металла, а сам диск так же быстро отштампован из металлического листа. Затем эти 2 элемента сваривали или скрепляли, и в итоге получалось очень легкое, жесткое и устойчивое к повреждениям колесо. Более того, оно было очень доступно.

    В наше время существует 2 основных типа колеса, которыми комплектуются транспортные средства. В их производстве используются различные сплавы стали, благодаря чему они получаются более легкими и прочными, чем колеса, которые производились десятки лет назад. При этом сегодня производятся как литые колеса, так и оснащенные спицами.

    Можно сколько угодно рассказывать о различиях между стальными и легкосплавными дисками, но многие автомобилисты уверяют, что последние легче первых. Конечно же, машины, которые укомплектованы литыми дисками, отличаются хорошей управляемостью и более долговечной тормозной системой. К тому же они выглядят боле привлекательно, чем стальные. Также следует учитывать, что легкосплавные диски стоят значительно дороже стальных.

    Колеса из будущего

    По большому счету, конструкция колеса получила свою завершенную форму, и каким образом его можно усовершенствовать, совершенно непонятно. Однако многие компании находятся в активном поиске новых идей и решений и регулярно представляют миру экзотические прототипы. Так, известная компания «Michelin» относительно недавно представила новаторскую концепцию Tweel.

    В 2006 г. компания «Michelin» удивила всех бескамерным колесом. Оно не пневматическое, так как целиком и полностью состоит из резиновых протекторов. Они соединены с центром при помощи эластичных спиц. Последние повторяют все деформации колеса, отчего поглощаются удары. Представители компании «Michelin» утверждают, что даже лишенные воздуха шины Tweel обладают точно такой же грузоподъемностью, устойчивостью на бездорожье, как и их пневматические аналоги.

    Несмотря на то, что шины Tweel имеют множество преимуществ, у них есть один большой недостаток. Автомобиль, укомплектованный ими, при разгоне более чем 80 км. в ч. начинает сильно вибрировать.

    Безусловно, шины Tweel являются самой революционной технологией на сегодняшний день. Но они предназначены исключительно для электромобилей. При этом в активную систему Tweel входит двигатель, подвеска, коробка передач и трансмиссионный вал.

    Колесные диски

    Диск – это центральная часть колеса. Он прикрывает ступицу (крутящий механизм в центре колеса) и соединяет её с ободом (внешней частью колеса).

    Составляя единое целое с автомобильными шинами, диски обеспечивают безопасность движения в различных дорожных и погодных условиях. Они моментально реагируют, когда водителю нужно быстро затормозить или резко повернуть. Также диски обусловливают динамические свойства автомобиля. Например, легкосплавные диски облегчают вес машины, что способствует увеличению плавности хода – ведь нагрузка на кузов меньше. В какой-то степени влияет выбор дисков на расход топлива: автомобиль с большими и тяжелыми дисками тратит больше бензина.

    Но не только безопасность и аэродинамические свойства характеризуют автомобильные диски. Разнообразных форм, размеров, стиля, цветовой гаммы, лакированные или хромированные, они могут значительно изменить внешний вид и даже характер самого заурядного автомобиля.

    История автомобильных колесных дисков

    История автомобильных дисков берет начало в далеком прошлом. Тысячи лет назад произошло одно из важнейших изобретений человечества – люди придумали колесо. Появились повозки и телеги, затем кареты, а позднее и первые автомобили.

    В конце XIX века на колесах появились покрышки. Это время принято считать датой рождения автомобильных дисков

    Вначале колеса представляли собой обычные деревянные круги. Но они были очень хрупкими, поэтому в ходе эволюции их сменили колеса со спицами, более легкие и прочные одновременно. В конце XIX века на колесах появились покрышки. Это время принято считать датой рождения автомобильных дисков. Делали их из металла и выглядели они практически как те, что мы можем увидеть сегодня.

    Неприхотливые в обслуживании и износостойкие, металлические диски сразу стали популярными. Вначале их изготавливали из металлических листов методом штамповки. Через время появились литые диски, которые отливались из сплава алюминия с другими металлами. Литые диски легче и прочнее штампованных, они лучше удовлетворяют запросам современных автомобилей. Вскоре пришло время кованых дисков – очень прочных и одновременно гибких.

    Читайте также  Автоломбард в москве автофинанс - надежный финансовый помощник.

    Самую сложную конструкцию имеют диски с «бэдлоками» для шин низкого давления. Бэдлок это устройство, которое не позволяет шине слететь с диска, даже если она полностью сдута

    В 2012 году австралийские ученые представили результат десятилетних разработок – монолитный карбоновый диск. Он изготовлен из композитных материалов, весит в два раза меньше литого диска, а в прочности и жесткости не уступает кованым. Компания-производитель обещает, что карбоновые диски помогут экономичнее расходовать топливо, а также повысят эффективность аэродинамики автомобиля. Начало запуска серийного производства таких дисков для автомобилей Porshe 911 запланировано на конец 2013 года.

    Устройство колесного диска

    В автомобильном диске имеется несколько отверстий: небольшие на плоскости и одно в центре для крепежа и установки на ступице. Другие отверстия и окна различной формы создают уникальный внешний вид диска, а также служат для вентиляции тормозного механизма и влияют на вес колеса. Многие современные диски имеют большие окна, и перегородки между этими окнами играют роль лопастей – аналогично лопастям пропеллера. Таким образом, к тормозному механизму идет сильный поток воздуха. Правда, эти диски нельзя менять местами: на правом и левом колесах «лопасти» имеют разное направление. Часто диски делают немного выпуклыми. Это позволяет лучше скомпоновать колесо в целом и повышает его поперечную жесткость (уменьшает вероятность деформации).

    Параметры, которые необходимо учитывать при выборе дисков

    Автомобильные диски различаются по ширине, диаметру, весу, количеству крепежных отверстий. Так, владелец гоночного авто установит, вероятнее всего, легкие модели дисков, которые обеспечат хороший контакт колес с дорожным покрытием. Хозяева внедорожников, напротив, предпочтут прочные, тяжелые диски – в соответствии с весом своей машины.

    Самое главное, что нужно учитывать при выборе дисков – их соответствие модели автомобиля. Удобнее всего прочитать рекомендации в сервисной книге или на наклейках на стойках внутри салона. Нежелательно выходить за пределы указанных величин. Если установить диски слишком большого размера, колесо на поворотах будет задевать подкрылки.

    Колесные диски — такой же стильный аксессуар, как золотая зажигалка или брендовые солнечные очки. Поэтому цена на них ничем не ограничена. Фантазия владельцев доходит до украшения дисков бриллиантами

    Что касается типа дисков, то здесь выбор зависит полностью от автовладельца, а точнее, от суммы, которую он готов на диски потратить. Штампованные стоят недорого, но имеют средний запас прочности и довольно-таки быстро теряют первоначальный вид. Легкие литые диски обойдутся дороже, зато они улучшают показатели динамики автомобиля. Правда, такие диски довольно хрупкие, поскольку литье обеспечивает металлу зернистую структуру. В процессе эксплуатации на литых дисках образуются микротрещины. Диск теряет прочность и при сильном ударе может расколоться. Ремонт и выправка литого диска не вернут ему первоначальных качеств: восстановление внешнего вида не избавит от внутренних скрытых трещин. Кованые диски – самые дорогие. Их изготавливают методом горячей объемной штамповки из сплавов на основе алюминия с добавлением магния, кремния, меди и марганца, а затем подвергают равномерной закалке в течение нескольких часов. Таким образом, диски приобретают волокнистую структуру, благодаря которой они становятся прочными и упругими. В отличие от литых, при высоких нагрузках кованые диски не разрушаются, а только слегка деформируются. Расколоть такой диск практически невозможно. Кованые диски чаще всего устанавливают на спортивные автомобили – их дизайн, вес и отличные показатели прочности и износостойкости полностью отвечают высоким требованиям гоночных машин.

    Автомобильные диски могут быть с покрытием или без. На штампованные диски наносится вороненое покрытие, аналогично оружию. Реже встречается дорогое гальваническое покрытие – это так называемые хромированные диски. Большинство дисков покрывают обычным лаком, сразу поверх краски. Также существует специальное лаковое покрытие, защищающее от коррозии. Очень редко можно увидеть диски, покрытые эмалью, обычно белого цвета. Такое покрытие применяют на эксклюзивных автомобилях класса «люкс». Сегодня можно увидеть даже неоновые и люминесцентные автомобильные диски – такое покрытие делают в специализированных мастерских или самостоятельно при помощи люминофора ТАТ 33, который добавляют в прозрачный автомобильный лак.

    Процесс хромирования подразумевает погружение диска в ванну с электролитом и подачей электрического тока. При таких условиях атомы металла оседают на поверхности диска, образуя хромированный слой

    Ну и конечно, многие автолюбители не представляют себе настоящий тюнинг без красивых и модных аксессуаров для колесных дисков, которые представят машину в выгодном свете и позволят ей выделиться на дороге.

    А в 2006 году в Европе и России появилось в продаже уникальное устройство Tire Tagz, разработанное в Тайване. Это программируемая эксклюзивная подсветка колес с USB-интерфейсом, которая работает благодаря эффекту «инерции зрительного восприятия». Небольшой пластиковый гаджет надежно закрепляется в центре автомобильного диска, снять его можно только специальным ключом. При движении автомобиля прохожие наблюдают на поверхности диска различные светящиеся изображения или надписи – по желанию владельца. Увидев Tire Tagz в работе, ведущий известного британского автомобильного шоу «Top Gear» назвал это «колдовством».

    История возникновения и эволюция автомобильного колеса

    Занимаясь изучением истории и культуры древних цивилизаций, историки и археологи пришли к выводу, что первые прообразы современных колес можно было увидеть в Междуречье около трех тысяч лет до нашей эры. На рисунках, оставшихся нам в наследство от шумерской цивилизации, изображены старые повозки и цари вместе с великолепными колесницами. Однако имеются и куда более древние свидетельства применения человеком колеса. У многих племен и народов колесо было даже определенным божественным символом, поскольку его часто сравнивали с Солнцем.

    В древние времена человеку приходилось самостоятельно перетаскивать тяжести и грузы на большие расстояния. Как правило, груз волочили по земле. Вскоре люди заметили, что гораздо легче тащить, если на пути попадаются сучья и ветки. Некоторые начали сами подкладывать под тяжести круглые палки. Так родились своеобразные катки. Они применялись, например, при строительстве знаменитых египетских пирамид, когда огромные каменные блоки перетаскивали именно с помощью катков. Да и сейчас, несмотря на большой скачок в технологиях, часто для перетаскивания больших грузов используется этот старый, проверенный способ. Уже в ходе применения катков обнаружилась и другая интересная деталь. Легче всего тяжести ехали на тех катках, где бревна истирались посередине, превращаясь фактически в ось с двумя «колесами». Вскоре бревна, использовавшиеся для катков, начали обжигать посередине, в то время как их концам оставляли прежний диаметр. Так появились по-существу первые грузовые телеги и повозки. Первые «колеса» изготавливали из стволов деревьев, выпиливая бревна нужной ширины и диаметра.

    С приручением лошади и соответственно увеличением скорости движения повозок, старые сплошные колеса стали слишком тяжелы. Кроме того, они часто ломались при ударе о камни. Люди задумались над тем, как же «модернизировать» старые колеса, и начали выпиливать в них отверстия или сколачивать их из нескольких составных частей. А позже колеса стали насаживать на неподвижную ось – так появилась ступица. Можно сказать, что в этот момент (примерно две тысячи лет до н.э.) уже появился некий прообраз современного колеса. Обода деревянных колес обтягивали кожаными ремнями или другими покрытиями – для защиты от камней.

    Уже к знаменитым событиям Троянской войны, великолепно описанных Гомером, обода боевых колесниц и повозок стали «обувать» в металл. Появились также колеса, которые целиком изготавливались из металла. В таком виде колеса предстают перед нами в различных исторических эпосах о Римской империи, Греции или Трои.

    Несмотря на многочисленные изменения в производстве и изготовлении колес, их конструкция к XVIII веку практически не претерпела значительных изменений. С появлением в Европе каучука, привезенного из Америки, колеса начали обтягивать массивными каучуковыми бандажами. В то время они назывались грузолентами, однако до появления прообраза современных шин было еще далеко.

    В двадцатые годы XIX века Чарльз Макинтош придумал пропитать льняную ткань жидким каучуком, таким образом, придав ей воздухо- и водонепроницаемые свойства. Но для изготовления колес его изобретение стало применяться не сразу. Благодаря Макинтошу в жизни человека появились непромокаемые плащи, но не пневматические шины. Их открытие принадлежит совершенно другому человеку, а именно Джону Данлопу. В 1887 году он, наблюдая за своим сыном, который катался на велосипеде, заметил, как тот подпрыгивает на упругом резиновом шланге. Это обстоятельство повлекло его к проведению простого опыта. Данлоп отрезал кусок резинового шланга по размерам колеса, заварил его в обод и приспособил ниппель. Уже через год Данлоп стал обладателем патента на изобретение «пневматического обруча». Первое время пневматическими шинами пользовались исключительно велосипедисты.

    Важную роль в популяризации пневматических шин сыграли братья-французы Андрэ и Эдуард Мишлен, которые являются фактическими прародителями известной всем современным автолюбителям компании по производству авторезины. На своем автомобиле «Молния», «обутом» в пневматические шины, они участвовали в гонке Париж – Бордо – Париж в 1897 году. Трудно назвать первый результат применения таких шин на практике успешным, ведь братья пришли к финишу последними, хотя и уложились в положенный организаторами временной интервал. На пути к финишу Эдуарду и Андрэ пришлось менять проколотые шины более шестидесяти раз! После окончания гонки они естественно подверглись нападкам и шуткам острословов и коллег по автомобильному ремеслу. Однако братья не отчаивались и продолжали верить в будущее пневматических шин, и как показывает наше время – их вера была оправдана. Но в начале никто не хотел использовать такие шины. Братьям приходилось даже бесплатно раздаривать комплекты шин парижским извозчикам, чтобы как-то популяризировать пневматические шины. Постепенно, с развитием технологии изготовления и совершенствования конструкции пневматических шин, они окончательно вытесняли литую резиновую. А братья Мишлен организовали во Франции собственную фабрику по производству автошин.

    Читайте также  Механическая коробка передач

    В дальнейшем развитие автомобильной резины связано с различными открытиями, которые способствовали повышению безотказности и долговечности авторезины. Появились более надежные и долговечные материалы для производства автошин. В технологии изготовления авторезины стала использоваться так называемая корда – очень прочный слой из упругих текстильных тканей. Благодаря этому, авторезина стала легче, одновременно увеличился и срок службы.

    Эволюция колеса

    Ничего так легко не меняет в лучшую сторону облик автомобиля, как комплект литых колёс из алюминия. Это подчёркивали ещё специалисты по колёсам из легендарной передачи «Тачку на прокачку». Давайте разберёмся, когда появились легкосплавные диски, какими они должны быть, как их правильно выбрать и почему российские колёса не брезгуют ставить на свои машины мировые лидеры автопрома: Ford Motor Company, Renault и другие.

    Фото © ООО «ЛМЗ «СКАД»

    Начиная с появления первого трёхколёсного автомобиля авторства легендарного изобретателя Карла Бенца в 1885 году автомобильные колёсные диски делались из стали путём штамповки и сварки. Продолжалось это порядка восьмидесяти лет. Однако в 70-х годах ХХ века, когда алюминиевая промышленность начала своё стремительное проникновение во все сферы человеческой жизни, появились диски, отливаемые или выковываемые из алюминиевых сплавов. К примеру, знаменитая итальянская компания OZ Racing изготовила своё первое алюминиевое колесо в 1971 году, а не менее авторитетная немецкая фирма Borbet производство дисков из лёгких сплавов поставила на поток в 1977 году.

    Фото © ООО «ЛМЗ «СКАД»

    Достоинства легкосплавных колёс, которые завоевали львиную долю рынка, стали очевидными очень скоро. Рядовые покупатели оценили разнообразие дизайна и обрадовались возможности забыть о ржавчине, а любители драйва прочувствовали улучшение управляемости автомобиля. Точку поставили профессиональные спортсмены, массово перешедшие на алюминиевые и магниевые сплавы в колёсах машин на таких гонках, как «24 часа Ле-Мана», «Индианаполис 500», мировой чемпионат по ралли WRC, а также на многих других крупнейших соревнованиях.

    Суровый советский автоспорт

    Фото © ООО «ЛМЗ «СКАД»

    Отечественная автомобильная промышленность долгое время отличалась излишней склонностью к утилитарности и традиционности. Чего стоит только знаменитая классическая заднеприводная модель «жигулей», с минимальными изменениями продержавшаяся на конвейере 42 года! Поэтому освоение выпуска легкосплавных дисков произошло у нас с изрядной задержкой: лишь в 80-е годы начали появляться малые серии таких колёс, да и то лишь для сектора профессионального автоспорта. Впрочем, даже спортсменам их не хватало — некоторые наши чемпионы кольцевых гонок отливали себе алюминиевые колёса вручную в гаражных условиях!

    Всё начало меняться, когда за сферу легкосплавных колёс взялись серьёзные государственные (в том числе и оборонные) предприятия, тонущие в условиях рыночной экономики без заказов и переходящие на так называемую конверсию. Первым известным производителем стал Всероссийский институт лёгких сплавов, на мощностях которого был налажен выпуск линейки дисков для всех популярных советских моделей авто. Затем к выпуску «литья» и «ковки», как чаще всего называли легкосплавные колёса водители, подключились и другие крупные предприятия: Ступинский, Самарский, Белокалитвинский и Красноярский металлургические комбинаты.

    Фото © ООО «ЛМЗ «СКАД»

    А что мы имеем сейчас?

    К началу 2000-х годов период конверсии подошёл к концу, военные заводы занялись привычными для них задачами, и начали появляться новые отечественные предприятия, изначально специализирующиеся на выпуске легкосплавных автомобильных дисков. Алюминиевые колёса стали переходить из категории дорогой экзотики в массовый, доступный сегмент. К примеру, один из лидеров российского рынка, сибирский завод «СКАД» в Дивногорске, способен выпускать до двух миллионов колёс в год!

    — «Изобретение колеса» в Дивногорске мы датируем 2004 годом, когда с конвейера нашего предприятия сошёл первый диск из алюминиевого сплава, — говорит исполнительный директор литейно-механического завода «СКАД» Александр Баранцев. — Двумя годами ранее на базе электротехнического завода в нашем городе было создано современное предприятие, которому особенно благоприятствовала география — рядом располагались так необходимые для работы с алюминием Красноярская ГЭС, вырабатывающая электричество, и Красноярский алюминиевый завод, поставляющий металл. Так родился СКАД.

    Объёмы производства методично росли, и было решено расширить направления деятельности: кроме розничного рынка охватить ещё и конвейеры автосборочных предприятий иностранных марок, которые в то время начали появляться в нашей стране. Для этого буквально за пару лет скадовцы прошли все уровни международной сертификации и выполнили требования большинства крупнейших автобрендов. Завод сертифицировали в соответствии со спектром стандартов ISO и иных международных стандартов, и теперь СКАД активно вовлечён в локализационные проекты с такими автомобильными гигантами, как Ford Motor Company, Volkswagen, Peugeot, Citroen, KIA, Toyota Motor Corporation, Mitsubishi.

    Фото © ООО «ЛМЗ «СКАД»

    Роботы вместо людей

    В далёком 2004 году с конвейера СКАД выходило всего шесть моделей колёсных дисков, а сегодня ассортимент насчитывает более 75 моделей от 13 до 20 дюймов в диаметре на самый широкий спектр популярных в России автомобилей. Обеспечить успех столь массового производства в окружении множества западных и азиатских конкурентов заводу СКАД помогло не только удачное месторасположение, но и изначальный упор на автоматизацию.

    — Всё начинается с этапа проектирования, где специалисты создают 3D-модель диска и подвергают её виртуальным тестам, что позволяет контролировать качество конструкции ещё до отливки, — продолжает исполнительный директор СКАД Александр Баранцев.

    — Оттестированная модель попадает в серийное производство, где в пресс-формы заливается под низким давлением алюминиевый сплав, химический состав которого постоянно контролируется металлургами завода. Весь процесс автоматизирован: цифровые системы, которыми снабжены литейные машины, исключают как внешние, так и внутренние дефекты отливки. Участок финишной механической обработки роботизирован — точность обработки без участия человека гарантирует идеальную балансировку и отсутствие биения колеса. Готовая деталь отправляется в современную покрасочную линию Eisenmann, а в конце цикла каждый выпущенный диск проходит контроль геометрии, механических свойств, скрытых дефектов, а также химический и спектральный анализ структуры, получая индивидуальный сертификат.

    Фото © ООО «ЛМЗ «СКАД»

    Китай vs Россия

    В начале ХХ века знаменитый немецкий инженер-металлург Альфред Вильм, изобретатель дюралюминия, открыл необычное явление. Оказалось, что детали из сплавов алюминия после закалки и резкого охлаждения постепенно увеличивают свою твёрдость в течение нескольких суток, не теряя при этом пластичности! Это явление назвали старением алюминия. Постепенно процесс искусственного старения усовершенствовали, усилив и ускорив за счёт определённой последовательности термообработки — это называется термоупрочнением.

    Сегодня СКАД — единственное в России предприятие, производящее термоупрочнённые диски из алюминиевых сплавов.

    Фото © ООО «ЛМЗ «СКАД»

    Благодаря современным технологиям, собственной разработке сплавов и высочайшему контролю качества прочность скадовских колёс стала знаменитой, что позволило переигрывать не только ухабистые и раздолбанные российские дороги, но и демпингующих китайских производителей, которые пренебрегают и составом сплавов, и точностью производства.

    Кто стоит за плечами?

    В связи с ростом спроса на продукцию под брендом SKAD и для дальнейшего развития предприятия руководством дивногорского завода было принято решение о привлечении финансирования через стратегическое партнёрство. И в этом году СКАД совершил стратегический рывок, объединившись с одним из крупнейших в мире производителей алюминия — компанией РУСАЛ. Согласно условиям сделки, РУСАЛ приобрёл долю в уставном капитале ООО «ЛМЗ СКАД».

    — Интеграция ЛМЗ СКАД в производственную структуру РУСАЛ полностью соответствует стратегическим целям компании. Сделка будет способствовать дальнейшему росту продаж продукции с добавленной стоимостью высочайшего качества как на территории России, так и на экспортных рынках, — отметил генеральный директор ОК «РУСАЛ» Владислав Соловьёв.

    — Развитие производства колёсных дисков для нас — важный шаг в реализации программы по поддержке глубокой переработки алюминия в России, — подтверждает также Роман Андрюшин, директор по сбыту в России и СНГ ОК «РУСАЛ».

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: