Когда появилось первое такси центрального округа москвы
История такси в России: от конных повозок до мобильных приложений
22 марта — Всемирный день такси. Журналист портала Юга.ру изучил историю возникновения такси в России и трансформацию этого бизнеса под влиянием новых технологий.
XVII-XIX столетия: конный экипаж
Первые организованные платные перевозки пассажиров в конных экипажах появились в Великобритании в XVII веке. Именно здесь в 1639 году была оформлена первая лицензия на извоз.
В царской России Москва стояла в центре пересечения торговых путей. В городе было несколько вокзалов, с каждым годом росло количество извозчиков, тарифы и заказы уже нужно было регулировать, организовывать стоянки. Так в ХIХ веке возник российский прообраз системы такси.
XX век: бензиновый двигатель
Появление бензиновых двигателей навсегда изменило пассажирские перевозки. С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. Первый в России наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году.
В 1917 году, после революции, количество такси в Москве резко сократилось, таксисты почти исчезли как профессиональное сообщество. В 1924 году Моссовет закупил 200 новых автомобилей марки Renault и Fiat для использования их в качестве такси.
Частных извозчиков тогда не было, роль собственника и управляющего таксопарком исполняло государство, поэтому не было и конкуренции. Качество обслуживания страдало, вызвать такси было невозможно, не хватало автомобилей. Но таксомоторные перевозки приносили хорошую прибыль в городской бюджет, и эти недостатки стремились устранить. В середине 30-х годов в Москве начали появляться первые легковые ГАЗы, таксопарк вырос в несколько раз, заказать такси стало проще. Чуть позже начался выпуск легковых ЗИСов, а в послевоенные годы основными автомобилями такси стали автомобили «Победа».
В период позднего Советского Союза главным автомобилем такси был ГАЗ-24 — «Волга» желтого цвета с шашечками, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1967 по 1985 год. Зеленый фонарик на лобовом стекле сигнализировал о том, что машина свободна. Впрочем, ездить на такси все равно было дорого и не всегда удобно. К примеру, чтобы добраться до аэропорта, заказывать такси нужно было заблаговременно, чуть ли не за полсуток до вылета. А в период перестроечного «сухого закона» и дефицита спиртного у таксистов всегда можно было нелегально купить водку по двойной цене, это знали все.
Все изменилось с исчезновением СССР. В современной России появилось частное предпринимательство, в том числе множество фирм, оказывающих услуги такси. Многие давно сошли со сцены, но есть компании, чей бизнес процветает. Хороший пример — Fasten, представленный на рынке брендами «Сатурн», RedTaxi и рядом других. Компания родом из Краснодарского края менялась с появлением новых технологий и к настоящему моменту выросла в крупного оператора, который работает на территории России и за рубежом.
В 1998 году Евгений Львов основал в Тимашевске «Такси Сатурн». Он начал с собственного автопарка из четырех автомобилей, оборудованных рациями. Существовали определенные технические ограничения — радиоканал вмещал не более ста водителей, и масштабировать это было сложно. Это неудобство полностью проявилось, когда компания вышла на большой рынок Краснодара.
XXI век: смартфоны, Java, мобильные приложения
Технологический скачок, существенно повлиявший на отрасль пассажирских перевозок, — повсеместное распространение сотовой связи в ХХI веке. Индустрия такси начала использовать специальные программные продукты для мобильных телефонов, созданные на языке Java. Эта технология обеспечивает связь между диспетчерами и водителями по сотовым телефонам или КПК. Java помогла разгрузить радиоэфир, избавить службу от раций и ускорить раздачу заказов. Теперь операторы и водители смогли обмениваться друг с другом шаблонными сообщениями через особый канал связи. Оказалось, так в несколько раз быстрее, чем когда водитель и оператор объясняются друг с другом на словах.
«Такси Сатурн» ввело в своей работе технологию Java в 2006 году. Диспетчер и водитель смогли быть на связи на больших расстояниях, кратно вырос поток клиентов. «Такси Сатурн» начало оказывать услуги на курортах Кубани и за пределами края, на территории ЮФО.
Еще одна революция в отрасли произошла с распространением смартфонов в конце нулевых. Таксопарки ушли в прошлое, а такси превратились в высокотехнологичные компании, построенные на логистике и эффективности. Созданное в Краснодарском крае «Такси Сатурн» ежедневно обеспечивает десятки тысяч поездок более чем в 40 городах, при этом не имея ни одного собственного автомобиля или штатного водителя. Мобильное приложение обеспечивает необходимый контакт и рассчитывает стоимость заказа. Таксист, который, по сути, сам является клиентом, платит определенную абонентскую плату или фиксированную сумму от каждого рейса за безлимитный допуск к базе заказов. Затем «самозанятый» водитель — партнер компании на личном автомобиле выходит на линию в удобное для себя время. Все в выигрыше — пассажир, который платит недорого и привыкает к мысли об удобстве перемещений на такси; водитель, для которого такси может служить как подработкой, так и основной работой; город, где люди меньше пользуются личным автотранспортом.
Выход бизнеса, созданного в Краснодарском крае, на федеральный и даже международный уровень стал приятной традицией. Компания «Тандер» за несколько лет стала одним из крупнейших ретейлеров мира. Созданная в небольшом городке служба «Такси Сатурн» переросла в международный сервис Fasten, работающий не только в России, но и на Украине и в США.
За три с лишним века такси полностью изменилось. Вместо конных экипажей — комфортабельные автомобили, вместо стоянок такси — вызов за 20 секунд по мобильному, вместо «торговли» с «шефом» — удобные и прозрачные тарифы и круглосуточные службы поддержки. Но центральной фигурой был и остается простой водитель.
Подключенные к платформе водители — наш главный актив. Поздравляю с профессиональным праздником и желаю «ни гвоздя, ни жезла»— а много выгодных заказов мы обеспечим!
основатель «Сатурна» и RedTaxi Евгений Львов
История такси
У многих привычных сегодня вещей очень интересная история, одна из таких — такси. Вспомним, с чего начинался частный извоз в России, и как сформировалось такси в его современном виде.
Извозчики и ямщики
Если анализировать сохранившиеся источники, то первые упоминания об извозчиках, которые брали плату с пассажиров, можно найти в документах аж за семнадцатый век. Сразу стоит разделить понятия извозчик и ямщик, первые промышляли в городе, а вторые — на «межгород». Кроме того, извозчики обычно арендовали гужевую повозку или имели в распоряжении собственную, предоставляя услуги в частном порядке, а ямщики были на государственной службе, часто совмещая извоз и труд почтальона.
Как и сейчас в такси есть классы по уровню комфорта, так и тогда можно было найти извозчика подешевле и подороже. Меньше всего стоили услуги у «ваньки» — крестьянина, ушедшего в свободное плаванье в город. За скромную плату и условия пассажир получал соответствующие: худую старую клячу и убитую отсутствием дорог повозку. Классом повыше шли «лихачи» — у них и «транспорт» был приличным, и цены более высокими. Такие извозчики работали на определенную аудиторию — солидных господ, поэтому и стояли там, где потенциальные клиенты бывали чаще всего: возле ресторанов, гостиниц и других общественных мест. Если «ванька» мог довезти до места за копейки в прямом смысле слова, то счет у «лихача» начинался с трех рублей. Существовали и извозчики на городской службе, назывались они «голубчики», отличались форменной одеждой и средней между первыми двумя ценовой политикой. Если перевезти нужно было что-то тяжелое, на современном языке — требовалось грузовое такси, то обращались к «ломовым». Такие извозчики работали на тяжеловесных лошадях и сами могли помочь с погрузкой. К ломовому извозу прибегали, чтобы перевезти дрова, песок, мебель и что угодно другое тяжелое. Все извозчики были учтены, им присваивался порядковый номер, и выдавалась соответствующая бляха из меди. Чтобы найти такое такси, приходилось идти к специальному месту — на биржу. Обычно они находились там, где больше всего проходимость людей, например, около вокзала или рынка.
Ценообразование никак не регулировалось со стороны. Цену назначал сам извозчик, но торговаться никто не запрещал, поэтому в некоторых случаях озвученную первую цену можно было сбить на порядок. Таксометры появились только в конце 19 века, а массово использоваться стали и того позже, когда извоз сменился на автомобильное такси.
Эра автомобильного такси
Первое в России автомобильное такси появилось в Санкт-Петербурге в 1906 году, который тогда был столицей страны. Следующим городом, до которого добрались нововведения, стал Минск, и только после него — Москва. В 1909 году предприниматель Самуил Фриде организовывает в Петербурге компанию «Петербургский таксомотор», а этом же году аналогичное предприятие появилось и в Москве. Вместе с профессией таксиста были создан и свод профессиональных правил для них. Развитие автомобильного такси происходило стремительно, прогресс набирал обороты быстро, уже через семь лет количество работающих в обеих столицах экипажей перевалило за полтысячи.
Популярность у автомобилей была бешеная. В дореволюционной России машины были диковинкой, которая неизменно производила неизгладимое впечатление на окружающих, поэтому приехать куда-то на такси считалось особым шиком. Во многом популярность такси была обусловлена еще и понятным, прозрачным образованием цен. Таксометр в отличие от извозчиков давал стабильную цену, стоимость поездки не зависела от настроения «ваньки» и его желания поиметь с пассажира побольше.
Если рассматривать автомобильный парк такси в его первые годы в России, то туда входили такие марки как Фиат, Форд, Берлие и прочие «иностранцы».
Такси после революции
Революция, произошедшая в 1917 году, привнесла изменения во все сферы жизни, коснулась она и такси. Существовавшие предприятия были ликвидированы, а все принадлежавшие им авто перешли в собственность государства. Частный извоз вернется на советские улицы значительно позже, после 1920 года и начала Новой экономической политики. В середине двадцатых правительство Москвы закупит автомобили для городского таксопарка Рено и Фиаты, за своеобразный дизайн им дадут народное прозвище — «утюг». Чуть позже появятся и иномарки отечественной сборки, мощным толчком к повсеместной автомобилизации станет открытие завода ГАЗ. Вместе с тем, что профессия таксиста прочно вошла в обиход, профессия извозчика стала исчезающей. Известно, что в конце тридцатых годов их в Москве насчитывалось около полусотни.
Как раз в это время управление таксопарками стало централизованным, так и продолжилось вплоть до последнего дня существования Советского Союза.
Удобный и знакомый нам клиентский сервис формировался постепенно, началось все с появления диспетчерской службы. Сначала в Москве было всего три работника на этой должности, благодаря им можно было заказать машину по телефону, стоило это довольно дорого, два рубля.
Количество таксопарков в Москве росло год от года, однако все равно не все желающие могли воспользоваться услугами такси — автомобилей просто-напросто не хватало, такой был спрос. Первые советские легковые авто — ГАЗ-А — передавались сначала в распоряжение государственных служб, все, что осталось, шло в ведение такси. Постепенно, с увеличением модельного ряда отечественного автопрома, разрастались и таксопарки. Многоместные автомобили, например, ЗиС-110, стали прообразом современных маршруток. Такое такси пустили по маршрутам, связывающим аэропорты и вокзалы.
Инженеры, занятые в автомобильной промышленности, усиленно старались повысить комфорт пассажира такси. Для этого разрабатывались машины особой конструкции, например, с пространством и креплениями для багажа, без переднего пассажирского сидения и пр. В основном такие изобретения были выпущены лишь небольшими сериями.
Когда началась война, автопарки расформировали. Преимущественно автомобили отправили на фронт, часть отдали под служебные нужды офицеров и генералов, авто представительского класса законсервировали до лучших времен и дорог.
Знаменитые «Победы» с зеленым огоньком и «шашечками» появились на улицах в 1948 году. Интересно, что для Прибалтики и южных республик эти автомобили были доступны в открытом кузове типа «кабриолет».
Появление «Москвича» 402 модели стало попыткой заменить более дорогие «Волги» и «Победы» в такси. Поездки на них даже оценивали дешевле, можно сказать — «эконом-класс». Но качество «Москвичей» сильно уступало, они обходились дорого в обслуживании и часто ломались, к тому же, таксисты ругали их за габариты. Тесно и водителю, и пассажирам. В следующий раз автопарки обновили «Волгами» ГАЗ-21. Любопытно, что эта модель так прижилась и возымела такую популярность в такси не только в СССР, ее активно экспортировали в другие страны. Огромное количество «Волг» стали такси, например, в Норвегии. Первое поколение этих автомобилей сменилось следующим только в семидесятых.
Перед Олимпийскими играми 1980 года руководство Советского Союза стремилось навести лоск во всех областях, в том числе и в такси. Их было решено подвести под единый международный стандарт, унифицировать. Так появился лимонный цвет машин и знакомый всем плафон на крыше. Правда, часть авто все равно красили в бежевый — эта краска была дешевле и доступнее. В последний раз в СССР состав автопарков массово обновлялся после 1985 года, когда была выпущена новая «Волга» ГАЗ-24.
Такси после распада СССР
Вместе с Советским союзом перестали существовать и государственные таксомоторные парки. До начала нулевых годов большая часть такси представляла собой «бомбил». Тогда для многих, имеющих личное авто, это был едва ли не единственным способом заработать и прокормиться. В девяностые годы появились знаменитые «газельки», которые быстро нашли применение в качестве маршрутного такси, и буквально заполонили города России. Постепенно такси снова приняло организованную форму, заново появились таксопарки и диспетчерские службы, но уже коммерческие. Сегодня не только Москва и Санкт-Петербург, но и другие города могут похвастаться огромным разнообразием предложений в области пассажирских перевозок. Это и легковое такси, и грузовое, и женское — с водителями-женщинами, и возможность заказать такси представительского класса. Чтобы воспользоваться такси, больше не нужно ловить машину «с руки», даже можно не общаться с диспетчером — мобильные технологии сделали все проще и доступнее. Узнать больше о такси в своем городе вы можете благодаря нашему удобному справочнику.
Откуда и когда в Россию пришла услуга такси?
Большинство людей в мире тратят очень много времени на дорогу.
Современные услуги такси существенно ускоряют передвижение человека в необходимое ему место. Но так было не всегда.
Первое упоминание услуги. Впервые услуги по перевозке пассажиров были предложены еще в Англии и Франции. Неизвестно в каком веке Франция стала пользоваться таким форматом перевозок, но она позаимствовала идею у англичан, которые приобрели первую лицензию еще в XVII веке. Помимо людей часто перевозили товары на продажу, материалы и тяжелые грузы. Было очень удобно доставлять подобные вещи на дальние расстояния, потому что это намного проще и быстрее, чем пешее перемещение. В то время сначала все перевозили на лошадях в специальных выделенных каретах. В Англии такие кареты назывались «хекни», а во Франции — «фиакры».
Улучшение качества перевозок. Появление первых автомобилей в XIX веке существенно повлияло на механику перевозок и транспортировок. Это глобальное изменение принесло большой вклад в развитие транспортных перевозок, но с заменой привычных карет, запряженных лошадьми, оплата за провоз исчерпала свою актуальность. Нужно было создать универсальное средство, позволяющее высчитывать сумму за пройденное расстояние во время перевозки.
Ближе к XX веку человечество изобрело специальный инструмент — таксометр. От данного инструмента пошло соответствующее название «такси». Первый автомобиль, оснащенный таксометром, был марки Renault. Водители носили универсальную форму для любой погоды, ведь первый автомобиль не имел крыши над головой, а пассажиры были расположены в комфортных и теплых местах автомобиля. Желающих опробовать новую услугу было много, но при небольшой скорости передвижения, всего в 20 км/ч, перевозить приходилось долго. Другие страны оценили это социальное новшество и так же стали пользоваться данной услугой.
Такси в России. В России такси получило массовое распространение ближе к началу 20 годов ХХ века. В 1907 году появился первая машина, предоставляющая услуги такси и было распространено использование подобных транспортных средств передвижения. Водитель на свой автомобиль вешал надпись, в которой было указано, что он является извозчиком и предоставляет свою перевозку за соответствующий тариф. Таблички приобрели актуальность на московском вокзале и услугами такси стали пользоваться все чаще и чаще.
К сожалению, в периоды октябрьской революции данные услуги были запрещены для революционеров. Общество отказалось от использования такси, так как оно сочло это большой роскошью. Услуги вернулись только в 24-ом году, где популярными марками для перевозок стали машины «Рено» и «Фиат». После всего этого такси стало частью повседневной жизни.
Итог. Такси — платная, но очень удобная услуга. В современных реалиях на основах перевозок создано множество фирм. В настоящее время осуществляют перевозку чего угодно: людей, грузов, товаров и животных. Расстояние может быть совершенно любым — от маленькой территории до целого города. Существует множество занимающихся перевозкой фирм, которые устанавливают свои тарифы для повышения своей конкурентоспособности.
Как появилось первое такси или «Шеф, трогай!»
Такси стало нашим спутником в повседневной жизни — оно спасает нас, когда мы опаздываем по делам, позволяя поработать в машине, заканчивая возвращением домой после развлечений или театра. Но никто и никогда не задумывается, а как появилась эта служба. Рассказываем!
-
13.11.2019
- / За рулем , Автоистория
- / Яков Фрудгарт
Слово какое интересное
И ведь правда. «Такси» происходит от фразнцузского слова «таксо», обозначающее средство, которое используют для перевозки пассажиров и грузов, а также когда говорят об оплате проезда.
А откуда началось такси?
Пальму первенства в перевозке пассажиров за деньги поделили между собой Англия и Франция. Французы, кстати, точно не могут указать дату первой платной перевозки, и просто упоминают 17 век. Англичане же могут сказать точную дату, ведь в 1639 году там впервые выдали лицензию на извоз. Однако некоторые историки утверждают, что таксометры – это изобретение представителей Древнего Рима. В те доисторические времена для расчёта за проезд использовали «каменную» меру.
К оси древнеримского такси (колесницы) крепили небольшой сосуд. Через каждую стадию (мера длины, равная приблизительно 200 м) в сосуд попадал камешек. Прибыв на место, «извозчик» подсчитывал количество камешков, и «предъявлял счёт» пассажирам.
Впрочем, Англия и Франция развивали услугу практически одновременно. Сначала осуществляли конные перевозки людей и грузов — во Франции их называли «фиакрами», от названия церкви Святого Фиакра, рядом с которой находился первый парк конных экипажей, а в Англии сначала их называли «хекни», что переводится как «разъездная лошадь», затем такой транспорт стали называть кабриолетами из-за устройства самой кабины, и позднее, народ сократил название до «кэб».
В отличие от римлян, в то время европейцы не устанавливали фиксированных тарифов за перевозки. Такое положение привело к нерентабельности извозного бизнеса. Богатым не было необходимости нанимать экипаж, так как они обходились собственным транспортом. Люди среднего достатка пользовались услугами кучеров лишь по большой необходимости, а для бедняков такое удовольствие было непозволительной роскошью. Нужно было что-то решать, и в конце 19 века Вильгельм Брюн изобрёл таксометр, который позволят оценивать стоимость поездки исходя из длительности по времени и протяжённости маршрута.
Первенцы
Первые автомобили, предназначенные для услуг такси, стала производить компания Renault — кузова этих машин напоминали «фиакр», шофер сидел отдельно от пассажиров в открытой передней части машины и занимался только управлением такси, а пассажир находился в закрытой части машины и был защищен от непогоды. Такси выделялись среди остальных машин города своим ярким цветом. Какой-либо централизованной службы приема заказов и вызова такси не было, машины просто разъезжали по городу и громко сигналили.
Отечественное
Столица нашей родины, Москва, всегда была центром притяжения людей, особенно во времена купцов. Вокзалы, пассажиропоток, отсутствие сети городского транспорта — всё это увеличивало спрос на такси, поэтому извозчик стал самым нужным человеком в городе. Появились тарифы, управление заказами, организованные стоянки для колясок с лошадьми — практически готовые таксопарки. И вот, в 1907 году, один шофёр решил стать первым таксистом. Он повесил на автомобиль табличку, на которой было написано следующее: «Извозчик, такса за проезд по соглашению». Можно считать, что это год рождения такси как класса.
К сожалению, определённые события в истории нашей страны уничтожили такси как сферу деятельности, ведь в 1970 году началась борьба за классовое равенство и прочее-прочее. Восстанавливать таксомоторы начали только в 1924 году, закупив автомобили «Renault» и «Fiat». Такси было государственным, соответственно конкуренции на рынке не было. Обслуживание было откровенно плохим, заказать такси было сложно, а машин — мало. Однако поскольку для государства это было прибыльным делом, в Москве стали появляться первые легковые автомобили «ГАЗ», количество такси увеличилось в несколько раз и заказать такси стало проще. А затем и вовсе в нашей стране начали выпускать легковые такси «ЗИС», после появления которых, такси стало общедоступным видом транспорта. В послевоенные годы начался выпуск автомобилей «Победа», которые стали основным автомобилем такси.
Про шашечки
Нью-йоркские такси окрашивают в жёлтый цвет, иногда с чёрно-белыми шахматными участками, на крыше имеется подсвечивающаяся в ночи лампочка с номером «медальона» (лицензии). Отметим, что яркий цвет был выбран ещё в начале XX века компанией Yellow Cab, которая наладила выпуск автомобилей, предназначенных для работы только в качестве такси. Мотивация проста: жёлтые такси были заметны издалека.
В СССР относительно развитая служба такси появилась в 30–40-е годы ХХ века с появлением легковых «Газиков», «Побед» «Зимов» и «Волг». В середине века на дверцах таксомоторов появились шашечки, а в правом углу лобового стекла — зеленый огонек (сменивший красный), сигнализирующий о том, что машина свободна.
Лондонские такси традиционно окрашивают в чёрный цвет, польские такси обычно разноцветные. В Гонконге существуют 3 типа окраски такси: наиболее частый — красный, зелёные такси используются в районе Новых Территорий, а синие — на островах Лантау. В ОАЭ такси, как правило, окрашены в кремовый цвет, как и в Германии. В Сингапуре таксомоторы голубые, а в Таиланде они — розовые. Отечественные автомобили тоже могут быть любого цвета, и даже без обозначения принадлежности к такси, а заказать себе поездку можно и со смартфона.
Но на самом деле никому уже и не важно кто был первым. Важна только оперативная подача автомобиля и безопасность в поездке. Остальное — история, про которую вы только что смогли прочесть.
История Такси в России
Пример столицы сразу же нашел последователей и в других городах страны. В Москве первый таксомотор согласно архивным данным вышел на линию в сентябре 1907 года, примерно тогда же появились такси в Гельсингфорсе и пошло-поехало :-)) Хотя, справедливости ради только в Санкт-Петербуре и Москве пассажирские перевозки приобрели массовый характер,а самих экипажей было большое количество.
В Москве,скажем, авто красили в красный цвет, и разнообразие моделей было немалым. Тут и американский Oldsmobile, и Darracq (Франция), и NAG (Германия), и FIAT (Италия) и опять-таки германские Adler с Benz.
Забавно,что остались впечатления от поездок на таксомоторахтех времен. Вот что писал купец первой гильдии Мамликов в 1910 году своей супруге в Воронеж: «А вчерась, разлюбезная моя Анастасьюшка, добирался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации. Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерет меньше. Однако предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь сплошь механика, таксомоторами называемая».
По мне — очень забавно :-)))
В Санкт-Петербурге все было немного по-другому. Во-первых большее разнообразие машин, а во-вторых, гораздо большее количество расцветок. Каждое предприятие имело свои как бы сейчас сказали корпоративные цвета. Первым появились «голубые таксомоторы» — Форды предпринимателя Фриде, затем были «Белые таксомоторы», «Зеленые таксмоторы», «Красные таксомоторы» и даже «оранжевые машины». В эксплуатации в Санкт-Петербурге находились таксомотoры 30 различных марок, преобладали не очень дорогие, но качественные французские машины Charron и немецкие Opel, достаточно много было такси Panhard-Levassor, NAG, Gaggenau, Stoewer и Brennabor, Rossel-Peugeot, Benz , Dürkopp, Clément-Bayard, Laurin-Klement, Berliet, Oryx, Metallurgique, Komnick и Adler.
С началом Первой Мировой войны в 1914 году началась мобилизация в армию как водителей, так и пригодных к военной службе автомобилей, количество таксомоторов в столице стало сокращаться, к 1917 году их оставалось около 200 единиц, как правило это были старые, изношенные и технически не пригодные к военной службе машины.
Октябрьские события 1917 года положили конец таксомоторному промыслу в России, почти все частные автомобили были национализированы, таксомоторные предприятия закрыты.
Во времена НЭПа начала 20-х годов имели место робкие попытки частных предпринимателей возобновить в России таксомоторный промысел, в основном в провинции. Развитию частной деятельности мешали объективные причины, прежде всего, острый дефицит в стране автомобилей и запасных частей к ним. Частные предприниматели не имели возможности купить новые машины и были вынуждены использовать для пассажирских перевозок устаревшие автомобили, часто неисправные.
Только спустя семь лет советское правительство занялось возрождением таксомоторного дела – в декабре 1924 года Моссовет принял решение о покупке 30 автомобилей-такси марок Renault и FIAT. Как раз я писал об этом,говоря о том, почему прогорел Адам Козлевич :-))
21 июня 1925 года на улицах Москвы появились первые советские такси – 10 новеньких, закупленных во Франции автомобилей Renault. В Орликовом переулке был построен первый советский таксопарк – гараж на 60 машин.
В 1926 году в Париже ежедневно выезжали на линию 16 000 такси, в Лондоне – 8 300, Берлине – 8 000. В 1927 году таксомоторные предприятия Москвы, которых стало уже три, выпускали не линию всего лишь 120 автомобилей. В Ленинграде возобновление таксомоторных перевозок произошло еще позже. Первый ленинградский таксомоторный парк открылся 14 июля 1929 года при Транспортном подотделе городского отдела коммунального хозяйства. Парк получил 37 открытых автомобиля Ford. В 1930 году город на Неве обслуживало 83 таксомотора.
В 30-х годах в СССР началась эксплуатация в качестве такси первых автомобилей советского производства – ГАЗ А, ГАЗ М1 и ЗИС 101, отечественный таксомотор вступил в «эпоху возрождения». Ну а дальше — Вы знаете :-))
Приятного времени суток.