Обзор современных приборов для диагностики автомобилей - FORD-URAL.RU

Обзор современных приборов для диагностики автомобилей

Оборудование для диагностики автомобиля: какое бывает?

Какое бывает оборудование для проверки электроники автомобиля?

Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры (они изображены на рисунке).

Еще есть дополнительное оборудование, но из всего списка можно выделить три большие группы диагностических приборов.

  1. Диагностический сканер
  2. Мотортестер
  3. Газоанализатор
  4. Дополнительное оборудование
  5. Топливные монометры
  6. Разрядники
  7. Тестер утечек
  8. Стетоскоп технический
  9. Эндоскоп
  10. Тестер цепей
  11. Базы данных
  12. Заключение

Диагностический сканер

Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму.

Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.

Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.

То, что мы видим сканером — мы видим глазами электронного блока управления.

Мотортестер

Данный прибор – это глаза диагноста.

Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под работу с двигателем, под измерение высокого напряжения, давлений, токов.

Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.

В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.

Газоанализатор

То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.

То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.

Здесь еще нужно добавить, что газоанализатор нужен только четырехкомпонентный.

Нужно обязательно CO2, нужно обязательно O2, расчетные параметры лямбды (датчик кислорода).

Естественно, характер информации, которую мы получаем с помощью этих приборов, он разный. Газоанализатор выдает одно, мотортестер другое, сканер выдает третью информацию.

Условные области информации о двигателе, которая доступна основным диагностическим приборам и дополнительным приборам.

Дополнительное оборудование

Даже основными диагностическими приборами мы не может полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.

Топливные монометры

В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей.

Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.

Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).

Этот прибор очень желательно иметь. Он, конечно, стоит порядка 6 тысяч, но прибор очень полезный, сколько дефектов можно найти с его помощью – не пересчитать.

Разрядники

Если вы сняли для какого-либо измерения наконечник с высоковольтного провода, его ни в коем случае нельзя просто оставить где-то.

Какой более безболезненный вариант в этом случае?

  1. Снять с катушки провод, положить его рядом и пытаться завести двигатель или компрессию померить;
  2. Снять с катушки провод, положить его на массу, накоротко (сделать короткое замыкание), и делать то же самое.

Если мы снимем провод и просто положим — мы убьем катушку. Поэтому разрядники обязательно потребуются.

Не запускается автомобиль. Просто посмотреть наличие искры. Одеваем разрядник и смотрим.

Почему на разрядники нужно смотреть?

Дело в том, что, искровой зазор большой на разряднике, и на свежем воздухе мы катушку нагружаем, даем ей, как говорится, пинка.

А если мы вытащим свечку, оденем высоковольтный провод на свечу, положим, так искра будет.

Зазора нет, давления нет, здесь нужно понимать – в цилиндрах есть давление, а на воздухе давление – одна атмосфера, и пробивается гораздо легче.

Машина не заводится — искра есть, все есть. Одели провод, положили свечу на двигатель, крутим двигатель — искра есть.

Цепляем мотортестер, смотрим осцилограмму — искры нет. Катушку поменяли, машина завелась. Искра была, на воздухе, на свечке она была.

Если бы нацепили свечу на разрядник, мы бы увидели, что искры нет. На разряднике зазор большой, искры бы там не было. Такая вещь тоже полезна.

Тестер утечек

Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе.

Какие места утечек могут быть:

  • Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда.
  • Регуляторы холостого хода.

Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.

Стетоскоп технический

Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.

Эндоскоп

Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет?

Как это увидеть не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.

Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру (такие будут дешевле).

Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой.

Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась.

И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.

Пример образования смолы (нагара)

Тестер цепей

Для работы потребуется набор тестеров и всевозможных пробников . В основном, лучше покупать тестеры, заточенные именно под автомобильную тематику, чтобы он мог и померить то, что интересует.

Базы данных

Помимо оборудования необходимы базы данных. Без базы данных на современном диагностическом участке попросту никуда.

Что такое база данных?

Естественно, автодилер получает от производителя какую — то компьютерную программу, в ней заложена вся информация по ремонту, сроки обслуживания, все моменты затяжки, все геометрические размеры, заправочные объемы, все электросхемы, в общем, все необходимое для работы специалиста на станции. Такая база данных называется дилерская.

Пример из базы данных Chevrolet:

Заключение

В статье мы рассмотрели диагностическое оборудование для диагноста бензиновых двигателей. Это, конечно, список в идеале.

На практике же не всегда будет возможность приобрести тот или иной прибор, да и специфика работы может не потребовать часть упомянутых приборов.

Как выбрать автосканер для считывания ошибок OBD 2

Владельцы авто будут совершенны правы, если скажут, что диагностика и обслуживание транспортного средства– это довольно сложный и длительный процесс. Сегодня решать вопросы диагностики помогает. сам автомобиль. А если быть точным, встроенная система самодиагностики. Она выявляется неисправность, формирует код ошибки и записывает его в память. Позже этот код можно считать и расшифровать. Такая процедура под силу даже простому автолюбителю. Не всегда нужно обращаться на СТО за диагностикой – достаточно считать код ошибки при помощи специализированного сканера, осмотреть проблемные узлы автомобиля и решить, как устранить неисправность. Возможно, устранить ее тоже получится самостоятельно. В цикле материалов, посвященных кодам ошибок, Avto.pro разберется в стандартах диагностических систем, кодах ошибок и неисправностях отдельных элементов авто.

Подробнее о функции самодиагностики блоков управления

Электронный блок управления, которым оснащают все современные автомобили, не только получает и анализирует сигналы от различных бортовых систем, но и фиксирует неисправности. Работает это так: блок управления получает сигналы от множества датчиков, сравнивает их с табличными значениями и, в случае несоответствия, фиксирует ошибку, кодирует ее и записывает. Общепринятым протоколом кодирования сегодня является OBD-2 – его считают стандартом мировой автопромышленности. Однако коды ошибок в одной модели транспортного средства могут отличаться от таковых у другой модели. В чем причина? Дело в том, что коды OBD-2 делятся на две подгруппы:

— Базовые / основные коды OBD-2 (англ.: generic OBD-II codes);
— Расширенные / дополненные коды OBD-2 (англ.: extended OBD-II codes).

К первой подгруппе относят коды, которые будут одинаковыми у всех автомобилей, которые работает по протоколу OBD. В подавляющем большинстве случаев такие коды такие коды «выдают» даже не автомобили одной марки и разных моделей, а автомобили разных марок и разных моделей. Несколько интереснее дополненные коды OBD-2 (вторая подгруппа). Они имеют детальную классификацию и содержат более подробную информацию о возникшей неисправности. Так как бортовые электросистемы автомобилей разных моделей и марок не идентичны, таких кодов может быть много – практически все автоконцерны имеют свой индивидуальный набор кодов. Но и такие коды формируется по единому принципу. На картинке ниже можно видеть как именно:

Сразу отметим, что считывание ошибок и их устранение – это лишь часть диагностики. Основная работа все равно ляжет на плечи опытного специалиста или автолюбителя, который решил заняться диагностикой и ремонтном самостоятельно – одной лишь расшифровки не хватит. Сама диагностика бывает:

1. Механической;
2. Компьютерной.

Первичная механическая диагностика обязывает автолюбителя убедиться в том, что системы и основные узлы автомобиля в норме. Нужно проверить проводку, предохранители, механические узлы, уплотнители и все остальное. Уже после можно заняться компьютерной диагностикой. Но еще раз напоминаем: считывание кодов ошибки является лишь частью большой работы. Ошибка говорит о том, что конкретному элементы бортовой электросистемы и смежному с ним узлам нужно уделить пристальное внимание. К примеру, код ошибки датчика не всегда значит, что его нужно менять по причине поломки — может наблюдаться проблема в проводке, разъемах и т.п.

Читайте также  Омыватель фар своими руками

Классификация сканеров и особенности их применения

Для определения кодов ошибок вам понадобится специальный сканер. Часто его называют просто автосканером. В продаже можно найти как бюджетные модели, так и довольно дорогие. Цена формируется исходя из функционала такого устройства и некоторых дополнительных элементов. Вот что может делать сканер и какие доп. функции иметь:

— Определение кодов ошибок при диагностике;
— Перекодировка блока управления;
— Адаптация блока управления;
— Подключение и работа с планшетом, компьютером, эндоскопом, осциллографом и т.д.

В приличном техцентре имеется несколько профессиональных сканеров. К примеру, они поддерживают работу с ADAS-системами – бюджетные устройства нельзя подключить даже к осциллографу. Отдельные модели и вовсе являются полноценными диагностическими инструментами со встроенным планшетом, продвинутой базой данных, приборами связи (Wi-Fi, Bluetooth) и еще многим другим. Рядовой автолюбитель может обойтись и более простым сканером с возможностью подключения по RS232 и USB. Существуют такие типы сканеров:

— Автономные. Те самые профессиональные диагностические инструменты. Могут сопрягаться с другими устройствами, но это не обязательная функция. Основные минусы: высокая стоимость, сложность в обновлении программного обеспечения;
— Сканеры-адаптеры (адаптеры-спецификаторы, сканеры). Устройства, требующие дополнительных гаджетов для полноценной работы. Имеют ограниченный функционал, который дополняется сторонними гаджетами.

Также сканеры подразделяются на дилерские, марочные и мультимарочные. Рядовому автолюбители лучше всего брать марочный или мультимарочный автосканер – они имеют демократичный ценник, а последние еще и отличаются универсальностью. Вот что нужно сделать для работы с такими устройствоми, имея под рукой ноутбук:

— Подключить сканер к DLC разъему;
— Загрузить на ноутбук специализированный софт. Отлично подойдет ScanMaster;
— Опционально, установить специальный драйвер. Если Bluetooth-модуля в ноутбуке нет, купить и вставить в — USB-разъем специальный беспроводной модуль;
— Перейти в панель управления и включить Bluetooth из раздела «Устройства Bluetooth» (может потребовать установки еще одного драйвера);
— Поставить галочку в панели «Добавить устройство»;
— Ждать сопряжения сканера с ноутбуком;
— Продолжить работу уже на ноутбуке – вам придется разбираться с интерфейсом выбранной диагностической программы. Не беспокойтесь, с получением кодов справится даже неопытный юзер.
Внимание: не пользуйтесь дополнительными функциями программы, если в них нет нужды.

Алгоритм работы со сканером будет зависеть от модели. Выше мы упомянули DLC разъем (англ.: Data Link Connector). Их всего два: DLC 1, DLC 2. Первый разъем находится под капотом. Как правило, в левой части подкапотного пространства. Рядом с ним можно видеть надпись «Diagnostic». Именно к этому разъему и нужно подключить сканер. Второй разъем выходит прямо в салон транспортного средства. Все современные автомобили имеют разъем DLC 2 – к нему проще всего подключать сканер. Если вы не хотите пользоваться ноутбуком для выявления ошибок, его может заменить практически любое Android или iOS устройство. Предпочтительный диагностический софт: Torque, OBD Car Doctor, FourStroke.

Выбираем автосканер

Перед покупкой сканера-адаптера подумайте о том, как он будет использоваться. Если только для считывания ошибок, то подойдет самая простая мультимарочная модель или недорогая марочная для вашей марки авто. Не стоит отдавать предпочтение полупрофессиональным узкоспециализированным моделям. Дело в том, что устройство не будет покрывать значительную часть моделей автотранспорта и, соответственно, не будет поддерживать работу со многими блоками от Delphi, Bosch, Siemens/VDO, Denso и других фирм. Вот самые универсальные и при этом относительно недорогие модели:

— LAUNCH Creader V;
— AUTEL Autolink AL52;
— Nonda ZUS Smart Vehicle Health Monitor ZUHMBKBTV;
— Autocom CDP (Delphi DS150E);
— Emitron Vgate iCar (с чипсетом ELM327).

Если ваш бюджет серьезно ограничен, можно взять миниатюрный адаптер ELM327. Это скорее не модель адаптера, а марка. Устройство выпускают множество фирм, в т.ч. и сомнительные китайские производители. В зависимости от условной подмодели устройство может иметь не самую качественную связь, не поддерживать работу со многими планшетами и смартфонами, а также иметь крайне ограниченный функционал. К несчастью, на рынке устройств для диагностики есть множество подделок под ELM327 с урезанным функционалом. При выборе сканера имеет смысл руководствоваться ценой:

— До $10 – самые простые модели. Подойдут для ознакомления с работой подобных устройств, а для серьезной диагностики;
— От $10 до $50 – чуть лучше первых, но все равно не вариант для тех, кто покупает сканер для серьезной работы;
— От $50 до $100 – продвинутые модели, на которые стоит обратить внимание;
— От $100 и выше – отличные устройства с широким функционалом, высокой универсальностью и полезными дополнительными функциями.

Несмотря на пространное описание «марки» ELM327, мы рекомендуем начинать знакомство с автосканерами именно с нее. Но помните о том, что такой сканер не сможет подключиться ко многим модулям авто. Умелый автолюбитель с помощью ELM327 сможет «прикинуть», какие узлы транспортного средства нуждаются в осмотре и, потенциально, замене. Более серьезная диагностика все равно потребует использования более сложных и дорогостоящих устройств.

Считывание и расшифровка кодов ошибок электронного блока управления позволяет сильно упростить поиск неисправных узлов автомобиля. Для получения кодов автолюбителю достаточно иметь сканер-адаптер или профессиональное диагностическое устройство, а также ноутбук, планшет или смартфон. В силу того, что большая часть кодов ошибок стандартизирована, с их расшифровкой не будет проблем. Но если они возникнут, достаточно будет обратиться к специализированным материалам или тематическим форумам. А также изучить наш следующий материал – в нем мы рассматриваем наиболее частые ошибки ЭБУ, неисправности, которые за ними кроются, а также методы устранения неисправностей.

Лучший автосканер: Независимый ТОП-5

Обновлено 02 декабря 2020

Времена, когда автомобиль с бортовым компьютером был только у Джеймса Бонда, остались далеко в прошлом. Все современные авто имеют электронное сердце, которое контролирует работу бортовых систем. На рабочих узлах стоят датчики, которые присылают электронному бортовому устройству (ЭБУ) отчеты о работе своего сектора. У одних моделей их немного, у других даже дворники под контролем компьютера. Когда датчик подает сигнал неполадки, компьютер его записывает и сохраняет. Если с автомобилем что-то не так, человек должен пообщаться с электронным бортовым устройством, чтобы понять причину неисправности. Такое общение называют компьютерной диагностикой. Проводят её с помощью автосканеров. О том, как выбрать автосканер, я сейчас и расскажу, а заодно предложу ТОП-5 лучших автосканеров и отвечу на самые часто задаваемые вопросы об этих приборах.

Автосканеры: гид покупателя

Что может компьютерная диагностика

Я вожу машину уже более 10 лет. Первые годы не особенно вникал в тонкости работы железного коня. Авто новое, осмотр на СТО периодически делаю, значит все должно быть в порядке. Но рано или поздно приходит день, когда в любимой машине что-то начинает стучать, скрипеть или, чего доброго, моргать «чеком». Тогда приходится задуматься о том, как все устроено.

Можно, конечно, сразу лететь на ближайшее СТО, а если поломка произошла на трассе, заплатить немалую сумму за эвакуатор. Другой вариант — делать регулярную профилактическую диагностику и дополнительную перед длительными переездами. За один такой осмотр профессионалам приходится платить примерно столько, сколько стоит бюджетный автосканер. К тому же я хотел сам научиться «общаться» со своим автомобилем. Так и купил свой первый сканер.

Хороший сканер способен на многое. С его помощью можно не только узнать об ошибках, но и кое-что подправить в настройках машины, ведь он:

  1. Считывает сохраненные и текущие данные. Эту задачу выполняют даже самые дешевые модели. Хотя для полной картины желательно, чтобы прибор мог проверить максимум показателей.
  2. Испытывает механизмы. Своеобразный тест на работу систем, в которые интегрированы датчики. Если автомобиль щедро начинен датчиками, то сканер отображает достаточно полную картину его состояния.
  3. Проводит адаптацию механизмов и датчиков. Пригодится, когда вы ставите на машину новую систему, или хотите откорректировать существующую.
  4. Меняет конфигурации. Нужно сменить язык приборной панели, залить новые карты в навигатор бортового компьютера или отключить неисправную подушку безопасности? Все это делают через автосканер.

Очевидно, что вещь полезная, но сканер сканеру рознь. Выбирая прибор для домашнего использования, нужно учесть несколько важных моментов.

Как выбрать автосканер

Самое главное в сканере — его программное обеспечение. Именно от него зависит, что сканер может, а что — нет.

Самые дешевые модели часто называют «читалками». Он могут увидеть ошибку и стереть ее. Мой первый сканер был именно таким, для профилактических осмотров мне его вполне хватало. Перед дальней дорогой подключил его к ЭБУ, убедился, что все в порядке, со спокойной душой поехал на отдых или в командировку. Когда появлялась ошибка, сначала обращался на СТО. Со временем некоторые сигналы стал понимать сам. Зачем ошибки стирать? Чтобы электронный мозг машины забыл о них после ремонта. Способности читалки довольно ограничены, поэтому со временем я купил сканер получше.

Устройства, которые могут многое, делятся на 2 группы:

  • Мультимарочные. Предназначены для общения с большинством автомобилей, но на практике какие-то модели они понимают лучше, какие-то — хуже. Обязательно обращайте внимание на этот момент. Если сканер не подойдет вашей машине, он будет показывать далекую от истины картину. В этой категории есть устройства дороже и дешевле. Часто можно встретить китайские аналоги дорогих европейских брендов. Некоторые из них, на мой взгляд, слишком дорогие для домашнего использования.
  • Мономарочные или дилерские идеально подходят для определенной марки, могут досконально проанализировать ее состояние. Стоят так дорого, что их ставят только на СТО. Случается, что счастливым владельцам новых модных авто приходится проехать сотню километров, чтобы попасть на СТО с подходящим мономарочным сканером.

Чем лучше сканер, тем сложнее его программная начинка, и тем больше знаний требуется для интерпретации данных. Если вы не опытный автомеханик, на СТО придется наведываться даже при наличии дома самого лучшего автосканера. Поэтому можно выбрать прибор, оптимальный по цене-качеству, который будет играть роль домашней аптечки, поможет лучше понимать свою любимую машину.

Читайте также  Ремонт сколов на лобовом стекле своими руками

Независимый ТОП-5 лучших автосканеров

Лучший сканер с Bluetooth

UCANDAS VDM2 BLUETOOTH

Довольно дорогой, но чрезвычайно универсальный автомобильный сканер, предназначенный для анализа состояния легковых автомобилей почти любых марок. Для полноценного использования прибора его необходимо синхронизировать с фирменным приложением для Android (поддерживаются версии системы от 4.0 и выше). Меню полностью на русском языке — разберётся даже непрофессионал. Тем более с учётом того, что сканер может работать в почти полностью автоматическом режиме. Всю информацию о работе систем автомобиля можно получать в реальном времени. Поддерживается большинство известных марок автомобилей.

Цена вопроса — около 12 000 рублей.

Лучший дилерский сканер

Launch Pilot Scan

Профессиональный автомобильный сканер, предназначенный для специалистов, которым необходимо функциональное устройство для повседневной оценки состояния автомобилей. Из коробки подходит для обслуживания более чем полусотни известных автомобильных марок. Прибор отличается удобным меню на русском языке и простым управлением. Последнее — заслуга яркого сенсорного экрана, изготовленного по технологии IPS, и дополнительных физических клавиш. Прибор можно использовать без подключения к интернету, однако сетевое подключение даёт дополнительные возможности вроде хранения диагностических отчётов на сервере.

Стоимость сканера превышает 28 000 рублей, но удобство, надёжность и функционал этот недостаток полностью перекрывают.

Лучший автосканер с Wi-Fi

Emitron Vgate iCar на основе чипсета ELM 327

Два устройства в одном корпусе – сканер и маршрутизатор Emitron Vgate iCar на основе чипсета ELM 327. И всего за 3000 рублей. При этом возможности прибора довольно широки:

  • Считывает более 100 параметров работы авто;
  • Может рассказать, как работали системы в момент, когда датчики сообщили о проблеме. Это бывает очень важно при диагностике.
  • Корректирует подачу топлива;
  • Стирает ошибки.

Сканер передаёт данные на телефон, ПК или планшет. Поддерживает огромный перечень протоколов для различных марок авто. Подходит для большинства бензиновых авто младше 1996-го и дизелей младше 2004-го. Также совместим с отечественными марками, которые снабжены ЭБУ иностранного производства.

Включается и выключается кнопкой. Забыли выключить? Через полчаса после выключения авто сканер переходит в режим энергосбережения. Рабочее напряжение: DC 9

Дилерские, мультимарочники, клоны: чем отличаются разные диагностические сканеры

Совсем недавно мы говорили о том, как работает компьютерная диагностика, но не сказали ни слова о том, чем её проводят. Поэтому сегодня речь пойдёт именно о них – о сканерах. Причём мы не просто посмотрим на то, что они умеют и как, а сравним несколько моделей и попробуем понять, чем одни сканеры лучше других.

На вкус и цвет

К огда я зашёл на первый же сайт, где решил прицениться к современным приборам, меня начал разбирать смех. Чего только не посоветуют копирайтеры в попытках продать свой товар! «Каждый современный автомобиль оснащен электронным блоком управления, функция которого – отслеживать состояние каждого узла в машине в режиме реального времени». М-да. Ну да ладно, кроме цен на некоторые приборы нас ничего не интересует – все тесты уже сделаны, комментарии экспертов получены, будем разбираться сами. Но сначала расскажем, что такое сканер.

Сканер нужен для «перевода» сигнала с протокола OBD-ll в понятную человеку форму. Сканеры бывают разные, разделить их можно по некоторым параметрам. Во-первых, по способу вывода информации. Часть из устройств имеет свои экраны, другие лишь позволяют подключаться к ПК, планшетам или смартфонам.

Свои преимущества есть и у тех, и у других. Гораздо важнее, что эти сканеры позволяют сделать: только лишь прочитать и удалить ошибки или просканировать огромное количество параметров, просмотреть данные Freeze Frame, прочитать данные из потока (если вам эти слова непонятны, прочитайте все-таки статью об основах компьютерной диагностики), провести адаптацию или сделать ещё что-то доброе и полезное. Но об этом позже, пока ещё посмотрим на сканеры.

Одно из самых существенных отличий – это применяемость приборов. Часть из них может работать только с одной маркой, другие легко находят общий язык с автомобилями десятков производителей. Последняя категория более интересна тем, кто желает с помощью недорогого мультимарочника заработать себе на дом во Флориде. Но не надо думать, что дилерские сканеры для одной марки безоговорочно лучше. Следует учитывать множество факторов, в том числе – и цель, для которой оборудование приобретается.

Ещё один из факторов, на который обращают внимание при выборе сканера, это способ его связи с системой диагностики автомобиля и с ПК (если последнее требуется). Часть приборов вариантов не оставляют – только кабель. Другие могут работать через Bluetooth или Wi-Fi. Впрочем, разница в стоимости сканеров не слишком зависит от технического содержания устройства, гораздо большее влияние оказывает стоимость ПО и баз данных автомобилей. Тем более что далеко не все сканеры имеют возможность обновления ПО.

Почему это важно – разберём на конкретном примере. Итак, перед нами – автомобиль Cadillac Escalade и четыре разных сканера, один из которых – GM MDI, то есть оригинальный сканер производителя. Давайте смотреть, что будет работать лучше, что работать вообще не захочет, и почему один сканер хорошо, а четыре – лучше.

Китайский умелец

Наш первый подопытный прибор – Launch EasyDiag. Адаптер построен на той же платформе, что и широко известный в узких кругах диагностов легендарный Launch X 431, а функциональность его ограничена набором открытых программных модулей по тем или иным маркам-моделям. Цена «головы» – около 4 000 рублей, а софт может стоить и десятки тысяч, в зависимости от того, сколько модулей открыто.

Приборчик требует подключения к устройству с OS Android или iOS – мы его использовали с обычным смартфоном. Подключаем адаптер к колодке OBD-ll, выбираем в меню нужный автомобиль. И сразу же выясняем, что у прибора есть проблемы с «русской языкой»: в русской версии Cadillac Escalade может быть либо «Эскалада», либо Escalade Hybrid, третьего не дано. Как прокомментировал этот небольшой казус специалист компании «Лаборатория Скорости», лучше знать английский, чем доверять русификации китайских приборов (это относится не только к Launch).

Главное, что подключается он быстро. Интерфейс его понятен, но что этот прибор может? Сначала попробуем быстренько прочитать ошибки (ведь это, наверное, первое, что захочет сделать счастливый обладатель сканера). И Launch их находит, точнее – одну: «выход за диапазон сигнала датчика давления паров адсорбера» (код Р0451, орфография сохранена).

Кстати, информация для размышления апологетам самостоятельной диагностики. Допустим, вы купили сканер, подключили его к машине и нашли такую ошибку. Куда копать дальше? Что пошло не так? Порвался бензобак по швам или отвалился датчик давления? Хорошо, если эта ошибка типичная, она «гуглится» по веткам форума, и по ней есть совершенно точное разъяснение от «гуру». А если нет? Ну ладно, продолжим оценивать Launch EasyDiag.

Есть у этого прибора такой пункт меню: активный тест. Под этим подразумевается тест исполнительных механизмов. Зашли во вкладку и сделали нечто страшное в русском написании: «выметание» дроссельной заслонки. Это означает – адаптация дросселя после его чистки. В общем-то, кое-что этот прибор умеет. Давайте разберём вместе со специалистом его плюсы и минусы.

К несомненным достоинствам Launch отнесём цену (в среднем 4 000). Правда, за эти деньги вы получите только сам адаптер и очень обрезанный функционал, причём даже многие автомобили будут этому сканеру неведомы: базы придётся докупать отдельно. Поэтому, прежде чем Launch станет действительно мультимарочным сканером, в него придётся вложить ещё тысяч двадцать. Хотя и тут выход есть: «сломанный» софт найти можно, и это тоже какой-никакой, а выход.

Из недостатков отметим, что использование телефона не всегда удобно: зарядка заканчивается быстро, про это приходится всегда помнить. Да и возможностей адаптаций у этого прибора не так уж много, хотя основные он делать умеет.

В целом это очень неплохой приборчик, по соотношению «цена-качество» – один из лучших.

Ошибочка вышла

Теперь у нас на очереди более серьёзный сканер – ScanDoc X. Это изделие родом из России, цена его заметно выше, чем у предыдущего устройства – от 50 тысяч рублей, хотя опять же повторюсь: многое зависит от функционала софта, основную стоимость составляет как раз он. Его особенность – он подключается через Wi-Fi-адаптер. Без проводов, конечно, удобнее, но… ScanDoc не знает, что в мире существует Cadillac. Из всех «американцев» он признаёт только Lincoln и Scion (странный выбор, ну да бог с ним).

Конечно, его работу мы оценить не сможем никак, но доверимся словам специалиста: этот мультимарочник неплохо работает, но только с популярными марками. Помимо считывания ошибок и просмотра потока данных, он вполне годится и для проведения адаптаций, и для кодирования.

К плюсам отнесём вполне приличный интерфейс, а главное – встроенный аккумулятор. Казалось бы – зачем? Дело в том, что у разъёма OBD-ll не всегда есть «плюс» на клемме, особенно при выключенном зажигании (этим грешат наши ВАЗы). Вот тут как раз и приходит на помощь собственный источник тока. Впрочем, иногда сами владельцы предпочитают убирать питание с OBD, ссылаясь на вопросы безопасности: мол, тяжелее будет угнать автомобиль. Мы-то знаем, что кто хочет, тот сможет, но факт остаётся фактом.

Одним словом, это неплохой сканер, хотя он к нашему автомобилю и не подошёл. К недостаткам отнесём небольшой набор поддерживаемых автомобилей и достаточно высокую цену. В гараже такой явно не нужен, а вот на СТО, занимающихся именно диагностикой, он пригодится и окупится, если не пожалеть денег на обновления.

Клонные наклонности

Следующий наш подопытный – AutCom CARS CDP+. Точнее, его китайский и «не вполне лицензионный» клон. Программное обеспечение – тоже китайское, копия софта одного из ведущих производителей – Delphi .

Цена – около 10 тысяч рублей, а вот оригинал, да ещё с программным обеспечением, это уже совсем другая сумма (ориентировочно от 50 тысяч и почти до бесконечности). Что ж, подключаем. Сразу же обнаруживаем, что последний Эскалейд, знакомый этому сканеру, только 2007 модельного года. Печально, потому что наш – 2011-го. Куда деваться, попробуем подключиться как предыдущее поколение. Быстротой это устройство не радует, но в конце концов соглашается поработать с автомобилем. И сразу находит ту же самую ошибку адсорбера Р0451.

Читайте также  Ваз 2107 в новом кузове

На этом вся работа этого сканера заканчивается: адаптации он проводить не может. Но специалист успокаивает: наша версия ПО старая, с новой версией AutCom смог бы работать не хуже многих других сканеров. А уж на оригинальном софте и с оригинальным «железом» этот сканер весьма и весьма привлекателен. Он входит в число наиболее популярных в мире мультимарочников, по некоторым данным, даже опережая Launch X431. К тому же, шведы заявляют пожизненную гарантию на «железо», хоть и за обновления ПО ежегодно придется заплатить.

По-моему, пришло время сказать пару слов об особенностях программного обеспечения сканеров-клонов (обычно, само собой, китайских). Китайцы – люди щедрые, поэтому купить сканер и базу для поддержки очень многих марок у них действительно можно. Ещё легче получить обещание, что существует поддержка производителя, и весь софт можно легко и непринуждённо обновить.

На самом деле всё наоборот. Типичная ситуация: клон каким-то образом получает доступ в Интернет (допустим, туда вышел подключенный к Сети ноутбук), пытается обновиться и… блокируется. И ничего удивительного в этом нет, ведь производители оригинальных устройств тоже гоняются за длинным евро и им не хочется, чтобы люди пользовались дешёвыми клонами. В этом случае сканер можно выкинуть (особенно если он стоит 4 тысячи), а себя утешить мыслью, что он своё отработал, можно купить новый, с новым же софтом.

В принципе, в условиях СТО, когда сканер зарабатывает деньги, это нормально, а вот если вы купите такой клон для периодической диагностики своего автомобиля, держите его подальше от Интернета и не пытайтесь получить обновления онлайн – это, как видите, может быть опасно.

Теперь вернёмся непосредственно к нашему AutCom. Его отличительная черта – очень и очень сложный интерфейс. Зато он единственный из всех может работать с грузовиками, бортовое напряжение которых составляет 24 вольта.

В целом, конечно, для гаража этот сканер не подойдёт: дорого и сложно, а вот профессионалам может пригодиться.

Это всё моё, родное!

Ну, а что же оригинальный GM MDI? Разумеется, он может всё. Но сначала подключим его к нашему Эскалейду. Бог ты мой, у него интерфейс старой доброй DOS! В общем-то, MDI – это программный эмулятор. Для машин GM до 2009 года выпуска используется программа Tech2, для тех, которые выпущены с 2008 года – GDS2.

Непривычно видеть «досовскую» оболочку, интерфейс уже не такой, но привыкнуть можно, тем более что вещь хорошая. Само собой, этот сканер позволяет работать со всеми автомобилями GM и заниматься с ними чем угодно: хоть банальным стиранием ошибок, хоть обновлением программного обеспечения. Стоит, правда, это удовольствие немало – ориентировочно от 70 до 150 тысяч в зависимости от «богатства» базы автомобилей. Но есть приятное «но»: на рынке полно клонов этого прибора, и если постараться, то можно найти действительно неплохой аналог.

Сам себе режиссер: выбираем девайсы для компьютерной диагностики

Дилерское диагностическое оборудование (программное обеспечение и адаптеры) выпускают не сами автопроизводители, а специализированные компании. В некоторых случаях они поставляют свою продукцию на рынок и даже предлагают более простые и бюджетные решения для рядовых потребителей. Однако абсолютное большинство любительских девайсов — разномастные копии дилерского оборудования: от дешевых подобий с очень ограниченным функционалом до добротных клонов.

Цели и средства

Диагностическое оборудование — это программа и автомобильный адаптер (сканер), который, по сути, является самостоятельным блоком с одной или несколькими микросхемами. Это средство общения между автомобилем и диагностической программой, установленной на любом ноутбуке, планшете или даже смартфоне. Приборы для самодиагностики делятся на три группы. Чем выше требования покупателя, тем в большей степени любительский девайс повторяет железо и софт дилерского продукта и тем он дороже.

Минимальные возможности дают простейшие китайские универсальные адаптеры. Для работы с ними подойдет ноутбук или мобильное устройство, а также приложение для диагностики через OBD-разъем, которое можно скачать из интернета. С помощью этих адаптеров удается читать и расшифровывать ошибки на многих машинах, а также контролировать параметры работы систем автомобиля в реальном времени (например, показания датчиков). Яркие представители этой группы — беспроводной адаптер ELM 327 и такие приложения, как Torgue и DashCommand.

Вторая группа — продвинутые универсальные девайсы. К примеру, в этой нише играет фирма Launch, которая в прошлом выпускала богатый ассортимент дилерского оборудования. Ее одноименный продукт состоит из собственного адаптера (он более продвинутый, чем тот же ELM) и программы. Вдобавок придется доплатить за функционал (дополнительный пакет программ), соответствующий марке выбранного автомобиля. Покупая оригинальный продукт, потребитель получает гарантию и обновления.

Особенность оборудования Launch — два типа адаптеров. Желтый обладает теми же диагностическими возможностями, что и ELM, при этом он не спасует при работе и позволит контролировать гораздо больше параметров. Красный адаптер дороже, он позволяет вдобавок задействовать различные сервисные режимы, например утапливание электрического суппорта при замене колодок. Естественно, на рынке уже есть взломанные версии программы сразу для всех моделей и желтые адаптеры, доработанные до уровня красных.

Третья группа — оборудование для диагностики автомобилей определенной марки или концерна, которое обладает потенциалом дилерского оснащения. Такие приборы имеют множество дополнительных и важных опций: сброс и установка сервисных интервалов, тестирование исполнительных механизмов и изменение режимов их работы (адаптация); кодирование блоков управления (отключение или активация функций). С помощью такого оборудования можно перепрошивать различные модули управления, или активировать опции, которые бывают отключены на машинах для нашего рынка (например, автоматическое опускание зеркал при включении передачи заднего хода), или осуществлять перенастройку (к примеру, изменять режим срабатывания омывателя фар). С такими программами и их интерфейсом уже не обойтись без ноутбука.

Однако оборудование со столь широкими возможностями таит в себе и серьезные опасности. Ведь часто по внешнему виду не определишь, насколько качественно сделан прибор и какое программное обеспечение использовано. К примеру, оригинальный адаптер имеет две платы, а подпольные китайские производители умудряются ограничиться одной. Огрехи левого софта вряд ли всплывут при считывании ошибок или контроле параметров. А при перепрограммировании какого-либо блока или адаптации роботизированной коробки передач простой и дешевый аналог оригинального устройства может не просто спасовать, а натворить бед: убить модуль или загнать трансмиссию в аварийный режим работы. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, прошерстите соответствующие интернет-форумы или обратитесь к компаниям, специализирующимся на продаже диагностических девайсов. Там подскажут, на что способно то или иное оборудование.

Среди популярных и качественных наборов, относящихся к третьей группе, отмечу BMW Rheingold и VCDS (для машин концерна Volkswagen). Первый игрок — продвинутый адаптер с грамотно взломанной дилерской программой. Он с лихвой перекрывает все потребности рядового пользователя. VCDS работает с собственным софтом (VAG-COM) и имеет более скромные возможности, чем Rheingold, но их вполне хватает для любительского уровня и самых важных манипуляций с автомобилем.

Есть на рынке и полноценные клоны дилерского оборудования с соответствующими возможностями и ценником. Но такие приборы вряд ли будет приобретать частник. Забавно, что диагносты, даже имея под рукой такое оборудование, часто прибегают к наборчикам из третьей любительской группы, чтобы делать всякие мелочи — например, сбросить счетчик деградации масла или интервала ТО. Дилерские клоны, заточенные на углубленную диагностику, относятся чересчур серьезно даже к пустяковым манипуляциям, совершая множество дополнительных проверок.

Посредники и бонусы

При выборе оборудования решающую роль играет марка автомобиля, модель и ее поколение, а также требования пользователя к возможностям девайсов. Можно самосто­ятельно изучить профильные интернет-форумы и купить подходящий адаптер и программы. Неопытному человеку потребуется много времени, чтобы разобраться во всех нюансах и приобрести адекватно работающий набор, удовлетворяющий его потребности. Но в этом случае можно прилично сэкономить, покупая продукты в интернет-магазине AliExpress.

Второй вариант — воспользоваться услугами специализированных фирм, занимающихся распространением популярного оборудования. Цена может быть в два-три раза выше, но есть и дополнительные бонусы. Такие фирмы предлагают готовые и проверенные решения под конкретный автомобиль и запросы владельца. В этом случае покупатель застрахован от бракованного и низкокачественного оборудования (рынок таким просто кишит), которое откажется работать на автомобиле. В крайнем случае составляющие неработающего набора бесплатно обменяют. Эти компании зачастую сами занимаются производством адаптеров и распространением программного обеспечения и при необходимости окажут техническую поддержку, научат пользоваться оборудованием. Вдобавок владелец получает бесплатные обновления софта.

Среднее любительское оборудование стоит 3000–5000 рублей. Его возможности покрывают основные потребности автовладельцев. Более серьезные наборы обойдутся в 10 000 рублей. Такие вполне подойдут для опытных пользователей, которые знают толк в диагностике и хотят заниматься ею для себя. Для сравнения: клонированное оборудование профессионального уровня для СТО стоит 40 000–60 000 рублей.

Даже простейшие наборы способны считать и расшифровать ошибки, и вы сможете хотя бы примерно понять, что случилось с машиной и не приведет ли это к серьезной поломке. Иногда даже такой поверхностной информации достаточно, чтобы поставить диагноз. Наборы посерьезнее помогут разбираться и в более сложных задачках. К примеру, продвинутые владельцы некоторых моделей концерна Volkswagen давно научились контролировать состояние цепи ГРМ по расхождению углов фаз газораспределения на валах. Это помогает вовремя предотвратить обрыв цепи и, следовательно, избежать дорогостоящего ремонта мотора.

Более дорогое, но доступное оборудование при наличии опыта и навыков позволяет вовсе отказаться от услуг СТО, если, конечно, не возникнет специфическая поломка с противоречивыми симптомами, с которой разберется только профессиональный диагност.

Кроме того, хозяин может сам оперативно оздоравливать свой автомобиль свежими прошивками блоков управления, активировать полезные скрытые функции, перенастраивать уже имеющиеся или своевременно делать адаптацию роботизированной коробки по мере ее износа — для продления срока службы.

Приобретая оборудование для самодиа­гностики, нужно помнить важное правило: это не панацея от всех бед. И человек без царя в голове, вооруженный такими приборами, может наломать много дров. Но при грамотном использовании диагностическое оборудование повышает уровень контроля за состоянием автомобиля и позволяет сэкономить время и деньги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: